Декупаж для начинающих: техника, мастер класс. Что нужно для декупажа: инструменты, материалы. Техника декупажа своими руками Новые мк по декупажу

Декупаж

Декупаж (от французского decoupage -существительное, «то, что вырезано») - это техника украшения, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Китайские крестьяне в XIIв. стали таким образом декорировать мебель. А помимо вырезанных картинок из тонкой красочной бумаги, стали покрывать её лаком, чтобы выглядело, как роспись! Так, вместе с красивой мебелью в Европу попала и эта техника.

Сегодня самый популярный материал для декупажа - это трёхслойные салфетки. Отсюда и другое название - «салфеточная техника» . Применение может быть абсолютно безграничным - посуда, книги, шкатулки, свечи, сосуды, музыкальные инструменты, горшки для цветов, флаконы, мебель, обувь и даже одежда! Любая поверхность - кожа, дерево, металл, керамика, картон, текстиль, гипс - должны быть однотонным и светлыми, т.к. рисунок, вырезанный из салфетки должен быть хорошо виден.

Мастер-класс

Мастер-класс (МК) - это передача своего профессионального опыта мастером (учителем), его последовательные выверенные действия, ведущие к заранее обозначенному результату.

Для публикации мастер-класса работа должна быть авторской, (придуманной и сделанной вами). Если воспользовались чужой идеей, то необходимо указать автора. (Ссылка на источник не должна вести на сайт, содержащий продажи товаров или услуг, поскольку ссылки на коммерческие сайты запрещены согласно п. 2.4. ПС).

Ваш мастер-класс не должен полностью дублировать уже имеющийся в Стране Мастеров. Перед публикацией проверьте через поиск , что на сайте нет аналогичных МК.

Процесс должен быть поэтапно сфотографирован (см. Советы по фотосъёмке поделок) или снят на видео (см. как загрузить видео).

Порядок оформления: первая фотография - готовая работа, которую предлагается выполнить, второе фото - материалы и инструменты, необходимые для работы (или их подробное описание), далее этапы МК с первого до последнего. Завершающее фото (результат работы) может повторять самое первое. Фотографии должны сопровождаться понятными и грамотными комментариями процесса.

Если вы уже опубликовали свой МК на другом сайте и вам хочется также опубликовать его у нас, то нужно соблюсти все правила оформления МК, описанные выше. Другими словами: в записи с типом МК нельзя просто поставить фото готового изделия и ссылку на мастер-класс на другом сайте.

Внимание: все мастер-классы в Стране Мастеров проверяются помощниками сайта. В случае, если требования раздела Мастер-класс не соблюдены, тип записи будет изменен. В случае, если нарушено Пользовательское соглашение сайта, например, нарушены авторские права, запись будет снята с публикации.

Преобразить старые или обычные предметы в уникальные можно при помощи различных техник, но одна из самых популярных и доступных — декупаж. В работе используются доступные материалы и инструменты. Все что надо «особое» — это бумага или салфетки. А о том, как освоить декупаж для начинающих, расскажем ниже. Ничего супер-дорогого покупать не придется. Клей, салфетки, лак, кисти, ножницы. Вот и весь набор необходимых инструментов.

Декупаж для начинающих: собираем все необходимое

Для начала коротко о том, чем и с чем придется работать. Вообще декупаж — закрепление на основе материала или бумаги с нанесенным рисунком. Для того чтобы рисунок дольше не стирался, его покрывают несколькими слоями лака. Вот вам вкратце описание техники декупаж.

Декупаж — техника, которая из обычных вещей позволяет делать что-то особенное

Основание

В качестве основ под декупаж подходит любое слабо впитывающее основание. На чем можно применять эту технику? На следующих основаниях:


Как видите, перечень солидный. Не подходят для декупажа только очень пористые основания с большим количеством неровностей. А так декорировать можно все: от посуды любого вида до мебели и дверей (причем можно как саму поверхность дверей, так и стеклянные вставки).

Перечень инструментов

Инструментов надо немного:


Из инструментов все. Разве что еще понадобятся канцтовары — линейка, карандаш, резинка.

Расходные материалы

Теперь пойдет речь о расходных материалах. О салфетках и бумаге тут говорить не будем — о них отдельный пункт. Кроме них, чтобы сделать декупаж своими руками, вам потребуется:

Вот и все, что может потребоваться, так что хоть и требует декупаж для начинающих денежных вложений, но не очень больших.

Салфетки, бумага

Для декупажа используются салфетки и бумага с нанесенным рисунком. Они наклеиваются на поверхность, покрываются лаком. Есть следующие виды материалов для того вида декора:


Вообще, еще используют специальные пасты для создания объемных изображений, обычные фотографии, с которых удален нижний слой бумаги и другие рисунки. Но с ними работать непросто, и это не декупаж для начинающих, а для тех, кто уже развивает свои умения.

Салфеточный декупаж: приемы

Основная идея декупажа — украсить поверхность изображением или рисунком. Процесс творческий и понятий «правильно» или «неправильно» нет. Поверхности и рисунки разные, потому приемы используются различные. Просто надо выбрать способ, который лучше у вас получается.

Декупаж бутылок — неплохой старт для начинающих

Проще всего начать осваивать декупаж с приклеивания крупных фрагментов. Когда вы научитесь клеить салфетки без складок, можно будет двигаться дальше — осваивать методы объемного декупажа или применения крекелюрного лака. А пока разберемся как работать с крупными фрагментами.

Подготовительные работы

Прежде всего надо запомнить, что салфеточный декупаж для начинающих придется стартует с подготовки основания. Оно должно быть ровным, гладким, без ямок, щербинок, горбиков (кроме тех, которые предусмотрены специально). В помощь — шпаклевка и наждачная бумага. После того как поверхность выровнена, заготовку покрывают грунтом (подбирают по типу материала) и потом покрывают белой краской.

Этап нанесения белой краски обязательный. Дело в том, что салфетки очень тонкие, а при приклеивании они становятся полупрозрачными. Если они наклеены на белую поверхность, рисунок остается по-прежнему ярким. Если поверхность цветная или темная, он заметно блекнет, нет должного эффекта. Потому краску надо наносить даже на пластик или керамику и, возможно, в несколько слоев.

Что делать с салфеткой

Для начала надо решить, в каком виде салфетку использовать.


Как же определиться, рвать салфетку или вырезать из нее элементы? По размеру рисунка. Если фрагменты крупные, имеют четко обозначенные границы, их вырезают. Если рисунок мелкий, будет наклеиваться один возле другого, их рвут. В этом случае будет проще совместить края.

Способы приклеивания

Выбрать как приклеить салфетки для декупажа можно только опытным путем. В первую очередь определяемся с тем, чем именно будем клеить. Можно:

  • Лаком.
  • Специальным клеем.
  • ПВА — разведенным или нет.
  • Клей карандаш.
  • Яичный белок.

Клеить на лак ничуть не хуже, чем на клей. Но после высыхания вы ничего уже сделать не сможете- салфетки становятся практически монолитными с изделием. Если что-то вам не понравится, шанса изменить не будет. Потому новички чаще всего используют клей ПВА — он более дешев, работать с ним удобно.

Если вы решите использовать ПВА, придется еще думать (или пробовать) использовать его в разведенном или не разведенном виде. Чаще всего его разводят обычной водой в пропорции 1:1. Когда используют такой клеящий состав, надо быть готовым к тому, что от воды салфетка размокает, может тянуться в разные стороны, от неосторожных движений рваться. В общем, надо приспособиться.

Клей карандаш — тоже неплохой вариант… если у вас получится расправить все пузырьки и складочки. Нормально это получается на гладких, скользких поверхностях. Если поверхность шершавая, это значительно сложнее. Работать с яичным белком безопасно, но он специфичный, так что если хотите, надо пробовать.

Чем и куда наносить клеящий состав

Первый свой объект для декупажа новички обычно выбирают небольшого размера. В принципе, это неплохо. Вот только желательно чтобы форма была попроще: без большого количества изгибов.

Если объект декорирования небольшой, для нанесения клея можно использовать кисть или пальцы. Этим же «инструментом» потом разравнивать салфетку. Кисть применяют плоскую или верную — кому что удобнее. Многим больше нравится работать пальцами — можно почувствовать все складочки.

При приклеивании салфеток для декупажа наносить клей можно на объект или на салфетку. Делают и так, и так. При нанесении на салфетку снова-таки, существует две техники:

  • Клей наносится равномерно на весь приклеиваемый кусок, прикладывается на основу серединой. Движениями от середины к краям выгоняются пузырьки воздуха и расправляются складочки.
  • На середину фрагмента наливается некоторое количество клея. Далее действия такие же: укладываем на основание, разглаживаем.

Во второй технике бывает проще справиться с пузырьками и складочками — с большим количеством полужидкого клея это проще.

Что и как вы будете делать — неважно. Важно, чтобы не было складочек и пузырей

Также можно поступить, если клей намазывать на основание: сделать небольшую лужицу в месте, где собираетесь приклеить фрагмент, уложить, и, приподнимая края, выгнать пузырьки и разровнять складочки.

Декупаж ровной поверхности: клей+утюг

При декорировании ровной поверхности можно поступить проще, чем через всю салфетку гнать пузырьки. На прогрунтованную поверхность наносим слой клея ПВА или промазываем клеем-карандашом. Размазываем хорошо, чтобы не образовывалось «дорожек». Даем высохнуть. Для ускорения процесса можно взять фен.

На высохшую поверхность укладываем и разравниваем салфетку, приглаживаем ее руками. На нее укладываем кусок бумаги для выпекания и горячим утюгом от края начинаем приглаживать.

Декупаж для начинающих — может попробовать что-то типа этого?

За счет того, что клей нагревается, он пропитывает салфетку. Обычно получается достаточно ровно. Когда все приклеено, сверху еще промазать клеем и дать ему высохнуть. Это, пожалуй, самый легкий способ освоить декупаж для начинающих.

Файл+вода и клей

Декупаж для начинающих с использованием файла для документов (пленку выбираем поплотнее), воды и клея. Это способ хорош если декорировать будете большими рисунками (вырезанными). На середину файла наливаем немного чистой воды, в нее, лицом вниз, укладываем вырезанный фрагмент. Его тщательно расправляем, выгоняя пузырьки и расправляя складочки. В лужице воды это несложно.

Когда фрагмент расправлен, приподнимаем края файла и сливаем воду. Рисунок остается прилипшим к гладкой пленке. В таком состоянии удобно «примерять» и искать лучшее для него место.

Найдя тот участок, куда вы хотите поместить украшение, прикладываем рисунок на пленке и начинаем его приглаживать. Это очень непростой момент. Надо добиться чтобы прилип хотя-бы один край салфетки. После того как зафиксировался один из краев изображения, постепенно приглаживая и приподнимая понемногу край пленки, добиваемся чтобы салфетка осталась на основании. Если действовать постепенно, понемногу приклеивая картинку к основанию, пузырьков или складочек не возникает. Этот способ подходит как декупаж для начинающих.

Когда один край прилип, все уже несложно

Последний этап — прилипшую салфетку промазываем разбавленным клеем ПВА. После его высыхания уже наносим защитный слой лака.

Несколько секретов

Это нельзя назвать способами приклеивания салфеток для декупажа. Это небольшие трюки и хитрости, которые могут помочь быстрее или лучше справится со складками.

  1. Перед работой вырезанные фрагменты смачивают водой из пульверизатора. Салфетка растягивается, высыхая она уже не сжимается. Если она стала сильно покоробленной, ее проглаживают. Дальше используют как обычно. Так как бумага уже расправлена, она уже почти не тянется. Все проходит проще.
  2. Смочить фрагмент акриловым лаком в виде аэрозоля. При этом салфетка станет жесткой, она не тянется и не образует складок. Но отлакированная, она уже не пропускает клей, потому поверхность промазываем клеем и на нее клеем обработанную салфетку.
  3. Промачивать салфетку, которая уже лежит на основании (сухая) и только потом промазывать ее клеем. Тут объяснять сложновато, смотрите видео.

Устраняем огрехи

Если поверхность декорируется мелкими рваными фрагментами, из которых надо получить единое целое, кисточкой или пальцами расправляем края фрагментов. Если где-то есть неоднородность цвета, разводим краску нужного оттенка и прокрашиваем просвечивающееся основание.

Когда поверхность стала уже не очень мокрой, но еще не высохла, можно тонкими кисточками и акриловыми красками прорисовать детали, добавить яркости и четкости.

Следующий шаг — оформление краев изделия. Тут подходы разные. Где-то приходится ровно обрезать края, прокрашивая боковины, где-то можно салфетку завернуть на тыльную сторону и там приклеить. В общем, это тоже целая наука.

Доведение до финишного вида — это не менее творчески процесс

После этого уже можно оставлять изделие для высыхания. Для ускорения процесса можно использовать фен, но держать его надо на солидном расстоянии, двигать все время и следить чтобы сохло равномерно. Если после высыхания вы увидели, что на приклеенной салфетке есть складка, все еще можно исправить. Берем мелкозернистую наждачную бумагу, зашкуриваем. Действуем нежно, чтобы не повредить рисунок, вокруг.

Лакировка

Высохшее изделие покрывается акриловым лаком на водной основе. Можно использовать и другой, но этот признан лучшим. Наносится сначала один слой, после его высыхания -второй. На этом можно и остановится, но если предполагается активная эксплуатация (шкатулки, стулья и т.п.) слоев лака может быть больше — три-четыре.

Фото изделий в технике декупаж

Изучать технику — это неплохо, но не зная возможностей, сложно себе представить что можно сделать и чего можно ожидать. Несколько фотографий помогут вам определиться с тем, что вы можете или хотите сделать.

Превратить старый стол в новый и очень необычный — это под силу декупажу

Табуретки — это тоже арт-объект

Эта техника называется обратный декупаж — на стекло наклеивают салфетки лицевой стороной

Принято считать, что свои истоки современный декупаж берет от любимой забавы придворных барышень средневековой Франции, которые декорировали мебель красочными бумажными фрагментами, имитируя роспись. Бумага в те времена была куда толще деликатных немецких салфеточек, каждый мотив подвергался тщательному и аккуратному вырезанию, отчего и произошло название метода (decouper – франц. «вырезать»).

Не обошлось в изобретении декупажа и без китайцев: именно изящная лакированная мебель, которую они изготавливали на заказ для знати, послужила прототипом, которого пытались добиться мастерицы тех времен.

Чуть позже, при дворе английской королевы декупаж шагнул еще дальше – его начали активно использовать для декорирования более мелких предметов: шкатулок, расчесок и деталей дамского туалета. Ныне предметы, созданные мастерами 18-го века, причисляются к объектам искусства и служат примером подражания для современных рукодельниц.

Второе рождение декупаж пережил в 20-ом веке, легко расположившись на полотнах знаменитых художников - Пабло Пикассо, Анри Матисса. Ныне техника стала доступной абсолютно всем: колоссальные возможности в поиске арт-объектов и появление принципиально новых материалов подняло декупаж на новую ступень развития.

В поиске «холста»

Считавшийся при французском дворе «искусством нищих», в Англии декупаж принял формы роскоши. Ныне эта техника раскрывает огромные перспективы перед вдохновленным взглядом: в качестве основы для творчества можно использовать практически все, что душа пожелает. Некоторые ограничения лишь может создать тип выбранной основы.

Все потенциальные арт-объекты можно условно разделить на две группы:

  • Пористые, которые хорошо принимают и впитывают краску, прочно удерживают на себе декор. К ним относятся заготовки из дерева, фанеры и МДФ, подложки из ДВП, неглазурованная керамика. Подготовка поверхности подобных предметов целиком зависит от их назначения: заготовки для творчества продаются ошкуренные и полностью готовые к работе, если же вы берете старую шкатулку или коробку, то вам придется самостоятельно снять с нее красочный слой, ошкурить и зашлифовать до гладкости.
  • Гладкие поверхности, плотная структура которых не желает удерживать краску - стекло, фарфор, пластик, металл. Нанесенный слой краски с подобных предметов может сойти при любом механическом воздействии, а также попадании предмета в воду. Поэтому на бутылки и банки, вазы и тарелки рекомендуется перед декорированием наносить грунт, повышающий сцепление краски с поверхностью.


Совершенно особым декупажным звеном являются предметы из ткани. Они не требуют сложной подготовки - достаточно простой стирки изделия перед работой. Декупаж по ткани редко используется в одежде, так как вклеивание салфетки или карты делает фактуру ткани более грубой. Зато данный вид декупажа активно применяется для декорирования различных аксессуаров.

В поиске арт-объекта важно учитывать и уровень мастерства: если вы лишь испытываете свои силы, то наиболее выигрышным вариантом станут небольшие, плоские предметы - панно и тарелки, не требующие значительной подрисовки мотива, прокрашивания мелких деталей. Используя гладкие, непористые основы, вы легко сможете смыть неудавшуюся работу и начать все заново, в то время как дерево и фанера нетерпимы к подобным процедурам.

Бумажное соло

Декупаж имеет много общего с аппликацией, вместе с тем, он отличается от нее особой художественностью, живописностью – бумажные мотивы в нем обязаны имитировать роспись и сродняться с поверхностью. Работа с разными типами бумажных мотивов имеет ряд нюансов и тонкостей.


  • Салфетки - самый популярный и любимый материал. Их тонкий красочный слой легко сливается с поверхностью, не образуя перепада высот, а в изобилии мотивов можно выбрать самые интересные варианты и сочетания. Вместе с тем, салфетки чрезвычайно сложны в работе - каждая лишняя капля клея может стать причиной их разрыва, на поверхности нередко формируются пузырьки и складки. Требуется опыт и сноровка, чтобы создать с помощью салфетки настоящий шедевр.
  • Декупажные карты радуют не только изобилием мотивов, но и различной плотностью бумаги. Если указана плотность свыше 45 г\м будьте готовы к истончению бумаги, замачиванию мотива и достаточно хлопотной работе. Тонкие карты прекрасно приклеиваются по принципу виниловых обоев, но требуют нескольких лишних слоев лака для сокрытия перепада высот.
  • Рисовая бумага - материал, идеальный для декупажа. Не рвутся, не образуют складок и легко ложатся даже на изогнутые и замысловатые поверхности.

Декупаж, как совокупность техник и методов

Современный декупаж - это не просто техника или метод, это целое направление в искусстве, сочетающее классическое вырезание мотивов и целый ряд художественных приемов.


  • Художественный декупаж объединяет классику салфеточной техники с художественной подрисовкой акрилом, темперой или пастелью. Добавлены могут быть не только свет и тени, но и общий цветовой фон, дальняя перспектива картины и прочие фрагменты.
  • Декупажи point-to-point . Традиционные виды росписи могут прекрасно дополнять сюжеты и акцентировать на них внимание. Особо популярным стало дополнение мотивов контурами - точечная роспись , очерчивание отдельных деталей рисунка контурными пастами придают работе объем.
  • Объемный декупаж - обширное направление, в котором могут использоваться для придания объема рисунку пластик, полимерные глины, фоамиран и прозрачный структурный гель.
  • Силуэтный декупаж - создание рисунка на холсте, при котором для формирования основных объектов используются карты и салфетки.
  • Пейп-арт - нетрадиционное использование салфеток в создании рельефов и полихромных форм.

Многообразие техник и бумажных мотивов, богатая история декупажа и практически неограниченные возможности декорирования предметов породили и целый ряд стилей работы: шебби-шик и винтаж, прованс и кантри, модерн и минимализм, барокко и гламур. Декупаж - искусство, в котором вам никогда не станет скучно, потому как его перспективы и возможности могут быть ограничены лишь вашей фантазией.

Видео рассказывает о применении лака-клея для декупажа. Лак-клей предназначен наклеивания декупажных карт и салфеток.

Мастер-класс «Занимательный декупаж или волшебство своими руками»

Автор : Неверова Оксана 16 лет.
Руководитель : Воронкина Людмила Артемьевна, педагог дополнительного образования МБОУДОД ДТДМ г.о. Тольятти.

Данный мастер-класс предназначен для педагогов, родителей, детей от шести лет.
Цель: изготовить изделие в технике декупаж;
Задачи:
- Познакомить с основными приемами изготовления декупажа;
- Узнать историю декупажа;
- Вызвать интерес к современным видам декоративно-прикладного творчества
Назначение : украшение интерьера, подарок.
На сегодняшний день вещи «ручной работы» невероятно популярны, модно дарить уникальные подарки, необычно украшать одежду и предметы интерьера. Сложно не поддаться свежему веянию, и вот в душе уже зарождается сильное желание создавать красоту своими руками . Самый легкий способ достичь потрясающего результата при создании эксклюзивных и эффектных предметов «ручной работы» без длительной художественной подготовки – это познакомиться с декупажем.


Декупаж – техника декорирования предметов интерьера, ткани, дерева, стекла с помощью бумажной аппликации. Слово декупаж французское, обозначает «вырезать» . Суть техники декупажа заключается в том, что на поверхность предмета наклеивается вырезанное из тонкой бумаги изображение, которое затем покрывается лаком, в результате создается иллюзия росписи. Чем незаметнее выполнена аппликация, тем выше уровень мастерства декоратора. Декоративный узор для декупажа можно вырезать из обычной бумажной салфетки, этикетки, журнала, а можно воспользоваться специальными салфетками для декупажа.
Занятие декупажем творческое и увлекательно е, вы не просто приятно проведете время, создавая новые и необычные вещи, но и сможете преподнести близким неповторимые подарки или украсить дом.


Из-за того, что наиболее распространенным материалом в декупаже является трехслойная салфетка, во многих странах декупаж получил название «салфеточная техника» .
Вы еще сомневаетесь, что с помощью бумажных салфеток можно подарить новую жизнь предметам повседневной жизни?
Тогда посмотрите, как обычный ящик из -под фурнитуры от новой мебели -превращается в великолепное произведение искусства!

Для работы нам потребуется


Ящик из-под фурнитуры (случайно попавшийся на глаза)
Краска белая потолочная (водоэмульсионка)
Две трехслойные салфетки
Ножницы
Клей ПВА
Синтетическая кисточка
Акриловый лак
Загрунтуем наш ящик белой краской


Дадим подсохнуть
Выбираем мотив, т.е. рисунок, который Вы хотите видеть на данном изделии. У меня это салфетка с цветами. Отделяем верхний слой (тот который с рисунком), другие два слоя (белые) не нужны.


Вырезаем цветочный мотив


Наш яшик смажем клеем ПВА
Дадим чуть подсохнуть - минуты две


Затем стараемся ровно приклеить салфетку, т.е. равномерно и плавно наносим клей ПВА. Стараемся, чтобы под салфеточкой не было воздуха (выгоняем его, если образовались пузырики)



Когда клей нанесен на всю поверхность салфетки, просто аккуратно поводите кистью по ней, чтобы убрать лишние складочки (только ОЧЕНЬ аккуратно, т.к. салфетка очень тонкая и легко рвется).


Итак, теперь салфетке нужно высохнуть, а точнее клею нанесенному на неё




Приготовим краску под тон фона (желтая гуашь, белая водоэмульсионка)




Закрашиваем оставшееся поле.




Даем хорошенько высохнуть (или сушим феном)
Покрываем акриловым бесцветным лаком.


Любуемся

Назначение нашего ящичка может быть разным

Кашпо для цветов


Органайзер для книг


Всегда найдется то, что можно положить, был бы ящик

Творческих вам успехов.

Если кому интересно – познакомьтесь, пожалуйста, с историей декупажа
История декупажа
История декупажа начинается со времен Средневековья. Эта техника декорирования была изобретена в XII веке китайскими крестьянами, которые использовали для украшения различных предметов тонкую красочную бумагу. В конце XV века в Германии о декупаже заговорили как о виде искусства. В XVII-XVIIIвеках, когда в Европе появилась мода на «Восток» и большой популярностью пользовалась красивая лаковая китайская мебель, большой интерес у людей вызвал метод декорирования декупаж. Причем спрос на лаковую мебель из Китая был настолько велик, что продавцы начали производить подделки, осваивая технику декупажа. О декупаже стало известно во всей Европе
ВЕНЕЦИЯ
В Венеции увлечение техникой декупажа назвали «искусством бедных», венецианские мастера декорировали мебель, наклеивая вырезанные изображения на ее поверхность и покрывая изображения защитным слоем из лака. С помощью техники декупажа в Италии создавались потрясающе красивые предметы интерьера, которые пользовались не меньшим спросом, чем дорогая восточная мебель, но стоившие гораздо дешевле. Сейчас такая мебель редкая и стоит очень дорого, многие современные мебельные дизайнеры подражают этому стилю.
ФРАНЦИЯ
Во Франции декупаж был особенно модным среди высшей знати во времена правления Людовика XVI. Многие известные работы, выполненные с применением декупажа, были уничтожены во время Великой французской революции. В Викторианскую эпоху декупаж проник в обиход широких слоев населения Англии, где начали отпечатывать специальные картинки для вырезания с изображением цветов, ангелочков. Их было удобно вырезать и декорировать с их помощью различные предметы интерьера. Из Англии декупаж завезли в Америку, где он получил широкое распространение между Первой и Второй мировыми войнам.
РОССИЯ
В наше время старинная техника декупаж стала снова модной и известной во всем мире. С помощью техники декупажа украшают одежду, аксессуары, предметы интерьера. В России интерес к декупажу появился в начале XXI века, когда эта техника получила массовое распространение.

декупаж теория с нуля

Как подбирать рисунки?
В декупаже не главное умение рисование, главное подобрать рисунок и фон изделия; ведь принцип декупажа- что-то мастерить. Можно сначала прорисовать фон, потом наклеить салфетку и до работать, а можно на загрунтованную поверхность наклеить мотив и после этого проделать фон разными методами тогда рисунок и поверхность сливаются.
Для подборки цветов есть много способов:
Многие декупажницы делаются выкраски и собирают их в отдельную папку. Для этого каждый лист бумаги посвящён определенному цвету, его смешивают по очереди с другими цветами:
1.Красный +желтый = оранжевый;
2.красный + синий = фиолетовый
3.красный + зелёный = коричневый и т.д.
Проделывается со всеми цветами, дело конечно нудное, но потом очень облегчит жизнь для тем, кто не рисовальщик.
При приобретении новых красок от другого производителя, то и цвет может немного отличаться от предыдущей партии, приходиться заново проделывать то же самое. Со временем накапливается что-то вроде оттеночной библиотеки, но листах надо прописывать название красок, наименование фирмы.
Правила смешивания просты: существует так называемый ЦВЕТОВОЙ КРУГ , в котором цвета расположены в определенном порядке, смеси этих цветов находятся на стыке двух основных цветов.
Распечатка на принтере.
На принтере можно распечатать любую нужную картинку, но лучше распечатывать на лазерном принтере т.к. потом в ходе работы рисунок не расплывается. Бумагу можно выбирать любую, если нужно, чтобы рисунок был тонким и просвечивался(приближенный к салфеточному) то можно распечатывать на первом листе (белом) от трехслойной салфетки.
Для распечатки лучше всего брать тонкую, желтоватую бумагу самого низкого качества, т.к. она лучше впитывает в себя краску и значительно тоньше качественной бумаги, следовательно, не так возвышается над поверхностью. Можно использовать так называемую бумагу для завтраков" (калька).
Салфетка должна быть шире листа бумаги А4. Проглаживаем салфетку, удаляя складки. Оборачиваем ею лист бумаги и закрепляем с обратной стороны скотчем.
Подготовленный таким образом лист вкладываем в принтер и распечатываем мотив. Первой в принтер идет та сторона, где салфетка завернута и закреплена скотчем.
Для того, чтобы переход от распечатки к основе был менее заметен, можно обработать распечатку с обратной стороны - аккуратно потереть сухой наждачной бумагой («нулевкой») до тех пор, пока не начнет проглядывать рисунок.
Чтобы краски на распечатке не расплывались при наклеивании, её нужно сбрызнуть любым аэрозольным лаком (или лаком для волос).

Создание фона.
Создавать фон возможно двумя способами:
1)Грунт + салфетка + фон в тон салфетки;
2)Грунт + фон + салфетка + подрисовка (тени) .
Грунт это связующее между красками и предметом, его надо подбирать отталкиваясь от вида красок, Если краски акриловые, то грунт должен быть для акриловых красок, если масло, то и грунт для масло и холста, так как состав грунта должен связывать краски с предметом,а не отталкивать или съедать краски.
За грунт можно взять гипс, моделирующую массу, белила.
Грунт наноситься лучше всего с помощью губки, тогда не будет полосок, а будет виде однотонной текстуры.

Фон создается в зависимости от цвета салфетки, распечатки или любого другого рисунка. Если фон будет отличаться от рисунка салфетки, карты, распечатки, то не эффекта нарисованности, общей картины не получиться (тон отдельно картинка отдельно).
Обычно используют акриловые краски, т.к. они имеют много оттенков и легко ложатся на обезжиренную поверхность, не пачкаются после высыхания. Для получения полупрозрачных оттенков следует пользоваться специальными разбавителями для акриловых красок. Используются специальные краски для оформления фона изделия, для создания эффектов старения, крале и т.д.

Для того, чтобы создать цветовой фон многие поступают следующим образом:
- сначала грунтуют, затем салфетка, далее как бы причпокивают губкой цветную краску, сначала поплотнее, а потом все легче и легче, в конце почти невесомо, чтобы не осталось пузырьков от краски. Можно заходить за границы рисунка, будет эффект естественности.

Чем мелкопористей губка - тем лучше.
Можно, если поверхность ровна и большая, прокатать валиком, предварительно обезжирить.
Салфетка,
Перед работой салфетку следует прогладить, чтобы не было складок от сложений или помятостей. Гладить на режиме «хлопок» без пара.
1.Салфетку следует клеить только первый слой, с рисунком, а остальные надо удалить. Чтобы легче было, отделять слои следует намазать пальцы клеем - карандаш и тогда просто и хлопнуть по салфетки. Ещё вариант разделять с помощью канцелярского воска для пальцев, но в основном слои легко отделяются при вырезании рисунка. Белые слои не надо выкидывать, они могут ещё пригодиться, при распечатывании сюжета через компьютер или просто в виде «ветоши».
2.Если клеить не на белую поверхность, мотив не будет таким красивым, как на салфетке. Выход - покрасить область под мотивом белой краской,
-можно клеить не первый слой, а все три,
- можно вырезать из 2-х слоёв, наклеить белый, покрасить его белой краской и сверху уже мотив (только надо быть готовым что они не подойдут идеально друг к другу, из-за растягивания)
3. Мотив можно аккуратно вырезать, можно (особенно если куча мелких деталей) обвести мокрым пальцам и выдрать его. При приклеивании получаться размытость краёв- красиво.

Что делать со складками?
Салфетка при намокании растягивается и получаются складочки, есть несколько вариантов как исправить или избежать это:

  • Сбрызнуть мотив из распылителя и немного просушить, тогда он уже растянется и складок будет меньше.
  • Можно приклеить на клей- карандаш, складок вообще не будет, но при лакировке образуются пузыри с воздухом. Есть у декупажниц опыт, что надо хорошо дать высохнуть.
  • Приклеивая мотив надо двигаться равномерно, большие рисунки - от центра к краям.
  • Использовать много клея (ПВА разводиться водой), образуя лужицу, разглаживая пальцами мотив. Для маленьких подойдет и широкая плоская кисть из щетины.
  • Возможно, использовать резиновый валик, им прикатывают мотив.
  • Приклеивать сначала небольшие мотивы, их легче разгладить или вообще наклеить без складок.
  • На большой гладкой поверхности есть такой метод: мажем лаком, сушим, прикладываем мотив, сверху- бумагу для выпечки, гладим утюгом. Для других поверхностях используют фен. Под температурой лак расплавляется и пропитывает салфетку.
  • Если покрывать большим количеством слоёв лака- от10 до 70,шкурить каждые 3-4 слоя, тогда складки тоже уходят.
  • Приложить мотив на покрашенную и слегка подсушенную поверхность, и пройтись клеем.

Декупажные карты

Вырезанный точно по контуру мотив замачиваем в емкости с водой так, чтоб он полностью впитал воду.
Вынимаем и промокаем бумажными полотенцами излишки воды.
Равномерно наносим клей на оборотную сторону фрагмента и на поверхность предмета, с которым работаем. Это дает возможность расправить мелкие детали фрагмента или сместить его, не повредив.
После наклеивания рисунка на поверхность предмета смачиваем палец в клее и промазываем его легким нажатием, избавляясь от пузырьков воздуха (как бы выдавливая их). Обычно воздух задерживается в центральной части деталей, соответственно, начинать верхнее покрытие клеем и "выдавливание" воздуха нужно от центра рисунка.

Внимание! Декупажная бумага никогда не «шкурится» с обратной стороны.

Техника.
1. Создание среды . Данная техника подразумевает под собой включение вырезанных объектов в естественную среду, в которой бы могли они находиться. Например, растения и цветы на лужайке, фигуры людей в помещении и т.д. Т.е. фон создается от руки.
2. Растушевка.
a)Выбор мотива
b)Тщательное продумывание фона под конкретный мотив
c)Обработка поверхности (прошкуривание, грунтовка, нанесение фона, наклеивание мотива)
d)Растушевка.
Перед растушевкой можно нанести слой лака, чтобы, если что-то не получиться, можно было стереть тряпочкой. Самое главное подобрать правильно цвета- это занимает много времени.
Пользоваться только сухой губкой.
Растушевку наносят частями- например, сначала зеленые оттенки, потом розовые и пр. Начинать с самого светлого тона конкретного цвета, причпокивая им один слой. Для растушевки используются акриловые краски без замедлителей. Границы переходов тонов гасят цветом слоновой кости, чтобы они не были такими явными.

Пастельными мелками.

Внимание!! Обязательно сбрызнуть спец. лаком-закрепителем! Затем покрыть лаком НЕ на водной основе.
Твердой кисточкой «стряхнуть» пастель с мелка на бумагу и получившимся порошком
затонировать (кисточкой, ватным тампоном или просто пальцем растереть по поверхности).

Поверхность для тонировки должна быть прокрашена очень ровно, никаких потеков ПВА - иначе пастель ляжет неровно. Для большей аккуратности рекомендуется предварительно покрыть приклеенный мотив (ТОЛЬКО мотив - на лак пастель не ляжет) одним слоем лака.

Водой и красками
Наклеенный рисунок покрывается слоем - двумя акрилового лака. После высыхания по контуру оттеняемого рисунка кисточкой наливаем лужу воды. Кончиком той же кисточки берем немного акриловой краски, тыкаем рядом с фрагментом и растягиваем краску по луже в нужной пропорции. если получается густо - доливаем воды, создавая градиент красителя прямо в луже. Даем хорошо высохнуть.

Выбор цвета для теней-растушевок
Выбираем два-три цвета, которые являются основными в мотиве. Например, у персиков основной цвет красный, поэтому берем ярко-красный, темно-красный (бордовый) и коричневый. Для листиков - коричневый и зеленый. Такой выбор позволяет создать ощущение отблеска от рисунка. Тени ведь на самом деле не серые, они являются отражением предмета (и соответственно его цвета) на другом предмете. Поэтому совет - брать цвет, близкий к цвету мотива (можно чуть темнее) и цвет тени (серый, если тень холодная, и коричневый, если тень теплая).

Работа на светлом фоне
При приклеивании на светлый фон необходимо тщательно вырезать мотив, особенно, если фон самой салфетки темный.

Работа на темном фоне
При приклеивании на темный фон рисунок салфетки «теряется». Чтобы этого не произошло, можно воспользоваться одним из следующих способов:
- наклеить мотив на грунт, и только потом нанести темную краску, соблюдая аккуратность у границ мотива;
- нанести фон, приложить на нужное место мотив, обвести, закрасить контур белой краской;
- нанести фон, наклеить 1-2 белых слоя салфетки, вырезанных вместе с самим мотивом и точно повторяющих его контур, если темный фон все еще просвечивает - покрасить слои белой краской и уже сверху наклеить мотив.

Работа с картоном
Трудности в работе с картонной поверхностью возникают из-за ее деформации при работе разведенными водой красками. Чтобы этого не случилось поверхность нужно предварительно прогрунтовать.
Это можно сделать гипсом, разведенным водой до пастообразного (но не жидкого!) состояния. В этом случае удобней наносить его плотной сухой губкой или кистью. После полного высыхания (можно ускорить процесс феном) поверхность обрабатывают мелкой наждачной бумагой, добиваясь гладкости покрытой гипсом поверхности, и уже после этого приступают к декорированию.
Также можно обработать картон спец. грунтом по дереву и картону, наносить шпателем/мастихином или плоской кистью 2-3 слоя с промежуточным зашкуриванием.
И еще один способ защитить картон от деформаций - прогрунтовать лаком.
Если вы декорируете глянцевую коробку, то перед грунтованием ее нужно зашкурить. При наличии дырок в картоне их можно "убрать" массой папье-маше и уже после этого грунтовать.
Если у вас картонная коробка с откидывающейся крышкой, то сгиб нужно проклеить резиновым клеем, чтобы краска в этом месте не трескалась и не отлетала.

Работа с деревом
Деревянные поверхности для декорирования можно условно разделить на три типа: необработанное дерево, дерево с пропиткой и уже окрашенная ранее поверхность.
Необработанное дерево:
Первым делом нужно осмотреть поверхность, если она шероховатая, то зашкурить мелкой наждачной бумагой. Если есть сколы, ямки, то зашпаклевать - это можно сделать как шпаклевкой, так и художественным грунтом. Высохшую поверхность опять таки зашкурить нулевкой.
Дерево перед работой грунтуют светлой (предпочтительно белой) акриловой краской или грунтом. Покрытая грунтом поверхность значительно сокращает расход краски, т.к. снижается ее впитываемость. Можно использовать как специальный грунт по дереву и картону (например, грунт "Левкас" пр. Таир), так и универсальный.

Дерево с пропиткой:
Это обычно покупные разделочные доски. Такой объект обязательно нужно зашкурить для того чтобы обеспечить хорошее сцепление грунта/красок с поверхностью. После удаления пыли от шлифования поверхность также грунтуют акрилом или грунтом исходя из описанных выше целей.
Окрашенная ранее деревянная поверхность:
Нужно хорошо осмотреть окрашенную ранее поверхность - не отслаивается ли краска/лак, в каком она состоянии. Если поверхность в отличном состоянии, то ее зашкуривают (для лучшего сцепления далее наносимых материалов) и грунтуют.
Если поверхность в трещинах, местами отслаивается или пузырится лак/краска то поверхность нужно очистить. Это можно сделать как шлифовальной машинкой (много пыли, но без ядовитых испарений), так и специальным средством для удаления старой краски (продается практически во всех хозяйственных магазинах). При последнем способе очистки поверхности вы должны работать в просторном, хорошо проветриваемом помещении или на улице. Состав использовать согласно инструкции на упаковке.
После очистки поверхности ее также грунтуют, зашкуривают самой мелкой наждачкой (для ровной поверхности) и она готова к дальнейшим действиям.
Если вы делаете разделочную доску, которую в дальнейшем планируете использовать по назначению, то декорировать нужно лишь одну сторону - ту, которая не будет соприкасаться с пищевыми продуктами. Оборотную сторону предохраняем от попадания краски и лака. После того как работа готова, рабочую поверхность необходимо промаслить растительным или минеральным маслом - это предотвратит впитывание запахов.

Работа с металлическими предметами.
Металлические объекты могут разными: старые ржавые баночки, лейки, оцинкованные ведерки и прочее. При наличии на предмете ржавчины необходимо удалить ее специальным средством "Очиститель ржавчины" ("Антиржавчина"), которое продается в хозяйственном магазине. Действовать согласно инструкции на упаковке.
После этого следует загрунтовать поверхность. Грунтовка обеспечивает хорошее сцепление (адгезию) краски с окрашиваемой поверхностью и покрывными материалами, наносимыми по грунтовке (межслойная адгезия), что предотвращает впоследствии отслаивание.
Грунтовать металл лучше специальным средством на основе гипса (Gesso). Можно приготовить грунт самим: смешать сухую гипсовую смесь с водой и клеем ПВА (несколько капель) до сметанообразной консистенции.