Филимоновская игрушка. Филимоновская глиняная игрушка Филимоновская игрушка петух

Село Филимоново расположено в Одоевском районе Тульской области, на берегу реки Уны. Именно здесь с незапамятных времен (первые найденные изделия датируются IX – XI веком) мастера особым образом расписывают глиняных зверушек, превращая их в крошечные произведения искусства. Филимоновская игрушка представляет собой яркий образец народного творчества, который снова начал набирать популярность в наше время. Филимоновская роспись это очень красивое искусство, так давайте сделаем поделку, используя эту роспись!

Учимся создавать оригинальные поделки в технике филимоновской росписи

Для поделок используется специальная глина, которая добывается там же, ее издревле использовали для производства гончарных изделий. По легенде название села "Филимоново", происходит от имени гончара Филимона, который первым обнаружил великолепные качества этого материала.

Сырая глина имеет голубоватый цвет, поэтому ее называют «синика». Она очень жирная и пластичная, но во время просушки изделия нужно постоянно приглаживать руками, т.к. на них могут появляться трещины. Зато готовые поделки приобретают красивый белый цвет, поэтому наносить узоры можно без предварительной грунтовки.

Особенности филимононовских игрушек.

Чаще всего мастера изображали человеческие фигуры (барышни в пышных платьях, кавалеры, танцующие пары, наездники) или животных (лошадок, баранов, медведей, домашних птиц).

Фигурки делаются без какого-либо шаблона из цельного куска глины с отсутствием мелких деталей. В руках у женских персонажей обычно запелёнатый младенец или птичка. Мужские фигуры отличаются толстыми ногами, обутыми в тяжелые, неуклюжие сапоги. Большой интерес представляет изображение парных фигур, они называются «Любота».

Важно отметить, что большинство животных имеют сходные элементы: вытянутое туловище, плавно переходящее в шею и небольшую голову. Только по форме головы или наличию рогов можно отличить, например, лошадку, от барашка. Очень любопытным является изображением сидящего медведя с широко расставленными лапами, который держит в передних конечностях овальных предмет – зеркало.

Традиционными для филимоновской росписи цветами являются красный, желтый и зеленый цвета, причем каждый из них выбран не случайно:

  • красный – символ земли, силы духа, огня и красоты
  • желтый – цвет солнца и воздуха
  • зеленый – цвет листвы и возрождения

Основным элементом росписи часто выступают полоски (например, у животных часто все тело делают полосатым), их дополняют более сложными узорами. Обычно лица и мордочки оставляют белыми, только несколькими штрихами намечая глаза и рот. Обычно роспись начинают с желтой краски, как с самой светлой, затем рисуют малиновые узоры, а конце добавляют зеленые элементы.Благодаря простоте исполнения эти поделки отлично подходят для детей – под руководством взрослого с ними справится и дошкольник.

Тысячу лет назад гончарным мастерством занимались в основном мужчины, а свистульки, как развлекательный предмет, делали женщины и дети начиная уже с 8-9 летнего возраста. Эти забавные игрушки активно продавались на ярмарках на потеху публике.

Однако считается, что изначально свистульки были не только развлекательным предметом. У наших предков-язычников они служили для обрядов и связи с духами. Вятичи встречали бога солнца Ярилу громким свистом из глиняных дудочек. Также верили, что такой свист может отогнать плохих духов из мира мертвых и очистить помещение. Именно поэтому свистульски часто вешали на шею детям: они одновременно выступали в качестве оберега и игрушки. Однако со временем магический символизм стал играть меньшее значение и свистульки с филимоновской росписью стали использовать просто для забавы. Для их изготовления использовали глину, оставшуюся после лепки горшков. Даже при обжиге в печи сначала клали горшки, а пространство между ними заполняли мелкими игрушками.

Разбираем основные образы в филимоновской игрушке и их значение

1)Женская фигура – олицетворение плодородия и всего живого, матери-кормилицы, продолжения рода. Обычно одеты в кофточку красного цвета и узорчатую юбку.

2)Медведь – один из ключевых персонажей славянских сказок, символизирует пробуждающуюся силу.

3)Олень – олицетворение крепкого и дружного брака, плодородия.

4)Конь – с древних времен картинки с лошадьми и их изображения связывались с солнцем. Считалось, что именно он возит по небу колесницу Ярила и приносит людям на земле его благодать.

5)Птицы – символы богини земли, часто изображаются вместе с женскими фигурами. Они означают пробуждение природы после зимней спячки, воскресение, плодородие и урожай.

6)Корова – самое важное у крестьян животное. Символизирует плодородие, энергию и неиссякаемую силу.

Видео по теме статьи

Публикации раздела Традиции

История филимоновской игрушки

Г ончарным делом в деревне Филимоново Тульской области занимались с XVI века. Земля в этих местах была бедной, урожаи - скудными, поэтому продажа глиняных горшков и мисок стала единственным источником дохода для жителей деревни. Чтобы не выбрасывать кусочки глины, оставшиеся после работы, из них лепили небольшие свистульки. Так появилась филимоновская игрушка.

Олег Ланг. Гончары из деревни Филимоново (фрагмент). 1883. Частное собрание

Евгений Журов. Филимоновские мастерицы (фрагмент). 1996. Частное собрание

Сергей Оленников. Самовар и филимоновская игрушка (фрагмент). 2012. Частное собрание

По преданию, деревню Филимоново назвали в честь горшечника Филимона: он первым обнаружил в этих местах залежи мягкой глины, из которой можно было лепить разную утварь. Гончарный промысел процветал в деревне несколько веков: мужчины создавали глиняную посуду, кирпичи, печные трубы.

Свистульки изготавливали из остатков материала, которые не годились для крупных изделий. Сначала все фигурки отдавали детям, затем стали продавать на ярмарках. Лепили игрушки традиционно только женщины. Обучать девочек ремеслу начинали с семи лет: бабушки передавали внучкам секреты обжига и росписи. Все деньги, вырученные от продажи свистулек, откладывали в приданое юной мастерице.

К середине XIX века филимоновские игрушки стали популярны не только в Тульской губернии, но и в других регионах. Однако после революции промысел стал угасать: в деревне осталось всего несколько женщин, которые продолжали им заниматься. В 1960-х годах эти мастерицы научили своему ремеслу нескольких искусствоведов и коллекционеров. Затем народным техникам обучили молодых художников, и к 1980-м искусство филимоновской игрушки окончательно возродилось.

Медведь со ступой. Музей филимоновской игрушки, Одоев, Тульская область. Фотография: filimonovo-museum.ru

Встреча. Музей филимоновской игрушки, Одоев, Тульская область. Фотография: filimonovo-museum.ru

Гончар Филимон. Музей филимоновской игрушки, Одоев, Тульская область. Фотография: filimonovo-museum.ru

Все филимоновские игрушки были свистульками. Чаще всего мастера изображали людей и животных, иногда лепили композиции из нескольких фигур - например, статуэтку «Любота» в виде влюбленной пары.

Форму для игрушек выбирали простую, без мелких деталей. Женские фигурки называли барынями, мужские - кавалерами или солдатами, в зависимости от деталей костюма. Те и другие имели узкое и короткое туловище с тонкой талией, которое переходило в объемные штаны или пышную юбку-колокол.

Конусообразная голова почти не отличалась по ширине от шеи и была увенчана головным убором - платком или шляпкой у женских персонажей, фуражкой или цилиндром у мужских. В руках барыни держали младенца или птичку-свистульку, кавалеры - петуха или гуся.

Из животных филимоновские мастера чаще всего изображали медведей, лошадей, коров, оленей. Различались они характерной формой рогов или ушей, остальные пропорции были почти одинаковыми: тонкое вытянутое тело с плавными изгибами, стройные ноги, длинная шея и небольшая голова.

Техники филимоновских мастеров

Свистульки делали из мягкой нежирной глины - синики, которую так называли из-за темно-синего цвета. Ее запасали зимой. Добытый материал держали несколько дней в сыром прохладном месте, затем женщины вымешивали его босыми ногами на деревянном полу. Готовую глину нарезали на пластины и хранили, накрыв влажной тканью.

Игрушку лепили из цельного куска материала. Мелкие трещины и неровности заглаживали мокрой рукой, поэтому форма изделия становилась вытянутой и плавной. Готовые фигурки обжигали в специальной печи - горне. После обжига глина меняла цвет на розовато-белый.

До середины XIX века филимоновские игрушки не расписывали. Затем появились анилиновые красители: их разводили яичным белком или желтком, затем разрисовывали готовое изделие яркими узорами и сушили. Такая краска быстро выцветала, и к 1870-м годам мастера заменили яйцо ацетоном. С ним покрытие получалось более стойким.

Для росписи филимоновских игрушек использовали всего три цвета - желтый, красно-малиновый и зеленый. В старину им придавали символическое значение: считалось, что желтый цвет олицетворяет воздух и солнце, красный - тепло и красоту, зеленый - весну и жизнь. Краску наносили куриным перышком в строгой очередности. Сначала заготовку «желтили» - создавали фон из широких полос и кругов. Ту часть свистульки, которой касались губами, не окрашивали. Желтую краску накладывали на юбки и передники барынь, штаны кавалеров, шею и бока животных, крылья птиц.

Следующий этап росписи назывался «малинка». Красной или малиновой краской, начиная от центра, по желтому фону рисовали тонкие полоски, круги, точки, «елочки» и другие несложные орнаменты. Этим же цветом раскрашивали рубашки персонажей. Когда рисунок высыхал, между красными узорами наносили штрихи зеленого цвета: заключительный этап росписи называли «зеленкой». Лица игрушек не прорабатывали детально: только намечали красным рот, а зеленым - глаза-точки.

Музей филимоновской игрушки и фестиваль гончарного искусства

Свистульки в деревне Филимоново и сейчас лепят вручную. Правда, обжигают их не в горнах, как в старину, а в электрических муфельных печах: температура в них достигает 950 градусов. На смену анилиновым красителям и ацетону пришел яркий, стойкий и безвредный акрил. Его наносят кистями разной толщины из натурального меха, хотя некоторые мастера по старинке пользуются для росписи куриным перышком.

В 2009 году недалеко от деревни Филимоново, в городе Одоеве, открылся единственный в России музей филимоновской игрушки . В его экспозиции представлены не только местные изделия, но и другие народные промыслы - романовская, суджанская, воронежская, кожлянская игрушка, а также копии греческих фигурок из глины 1400–1100 годов до н. э. В музее проходят лекции по истории промысла, мастер-классы по лепке и росписи свистулек.

С 2013 года в Одоеве проводится фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки «Сказки деда Филимона». Мастера из разных концов страны привозят традиционные игрушки своих регионов и авторскую керамику. Кроме глиняных изделий на выставках и ярмарках гости фестиваля могут увидеть и купить кружева, национальные костюмы, сладости по старинным рецептам.

Филимоновская роспись – один из видов народного творчества родом из Тульской области, а именно из деревни Филимоново, где активно развивалось гончарное дело. Глина в этих местах очень пластичная и жирная. Изначально она черно-синего цвета, а после обжига становится белой или чуть розовой. Мастера делали посуду, мастерицы – игрушки-свистульки. Получившиеся глиняные изделия расписывали особым образом желтыми, красными и зелеными полосками.

Филимоновская игрушка отличается своими вытянутыми формами. Все животные – собаки, олени, козлики, петухи, лошади – имеют длинные шеи и тонкие ноги. Отличаются животные между собой только формой головы, рогами и ушами. Из людей основные персонажи – барыни, солдаты, всадники, редко изображали крестьянок. Люди тоже имеют непропорционально вытянутые формы. Почти все игрушки – свистульки. Свисток расположен у животных в хвосте, а у людей – в курице, которую они несут подмышкой.

До сих пор сохранились общества мастеров в Тульской области, которые промышляют игрушкой, придумывая новые сюжеты, но по-прежнему придерживаясь традиционной росписи.

Учимся технике

Этот мастер-класс будет интересен не только детям, но и взрослым, интересующимся историей и народным искусством. Освоить элементы росписи не составит труда. Для начала нужно разобраться, какие отличительные особенности имеет именно эта роспись.

Чтобы потренироваться в росписи, необходимо подготовить лист бумаги и желтую, зеленую и красную краску (гуашь или акварель).

Эти цвета выбраны неспроста. Желтый цвет символизирует солнце, зеленый – возрождение жизни и молодость, а красный – символ земли и огня. Можно предположить, что мастера из Филимоново очень любили жизнь и радовались каждому дню. Именно поэтому игрушки получались такими яркими.

Дополнительными цветами являются фуксия и бирюзовый. Нередко можно увидеть барынь в малиновых кофтах или петушков с малиновыми гребнями, а всадников в бирюзовых шапках. Для росписи также понадобятся кисточки разной толщины, так как широкие полоски, как правило, чередуются с более тонкими.

Когда все будет подготовлено, можно приступать к работе. Для того чтобы понять принцип росписи, следует поэтапно выполнять следующие действия:

  1. Взять толстую кисть, окунуть в желтую краску и провести на бумаге несколько широких полос друг под другом через равное расстояние;
  1. С помощью тонкой кисточки малиновой, красной или зеленой краской сделать тонкие полосы по краям желтой (краски можно чередовать);
  1. Провести полосы посередине желтых и белых полос;
  1. Попробовать сделать и другие узоры, характерные для барских юбок: «веточки», штриховку, косые линии, «солнышко».

Главная особенность этой росписи – полосы желтого и белого цветов являются основными, они задают фон будущему рисунку, поэтому они должны быть достаточно широкие. Все остальные полоски разных цветов делаются тонкими и чередуются.

Кроме того, необходимо соблюдать толщину всех полосок и расстояние между ними, они не должны «сползать» или перекрывать друг друга полностью.

Также из бумаги можно вырезать шаблон игрушки, чтобы было интереснее и понятнее наносить роспись, особенно детям. Контурный рисунок традиционной игрушки из деревни Филимонова можно скачать и распечатать, перерисовать с монитора или использовать уже готовые раскраски.

Когда роспись на бумаге будет хорошо получаться и напоминать традиционную, можно приступать к росписи глиняной игрушки, например, лошадки. Опираясь на инструкцию и картинки ниже, раскрасить игрушку не составит труда.

Пожалуй, самое сложное – наносить ровные полоски по всему объему. Для этого нужно крепко придерживать игрушку и следить за ровными движениями кисти.

Для росписи понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • игрушка-свистулька в виде лошадки;
  • акриловая или гуашевая краска желтого, малинового и сине-зеленого цветов;
  • кисти разного размера;
  • вода в баночке;
  • тряпка для рук и кистей.

Как раскрашиваем:

  1. Широкой кистью делаем поперек туловища две-три желтые полосы через равные расстояния (должны остаться белые полосы примерно такой же ширины);

  1. На ножках делаем подобные полосы, а затем на шее;

  1. От поперечной полосы на туловище проводит полоски вдоль к хвосту;

  1. Меняем кисть на более тонкую и начинаем рисовать малиновые полоски рядом с желтыми по двум сторонам;

  1. Раскрашиваем мордочку и ушки;

«Жемчужина народного искусства»

Ты откуда пришла к нам такая? Вся простая, без хитрых затей. С длинной шеей и расписная, Для игры и забавы детей. Я тебя полюбил в раннем детстве - Мастерицею бабка была. Ты ко мне перешла по наследству От красивых людей из села. Для тебя не страшны расстоянья. Ты - от предков далеких времен. Эти глиняные изваянья - Колокольной Руси перезвон Н.Денисов

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА - старейший народный русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Свое название получил от деревни Филимоново. Впервые упоминается в древних летописях XVI века.

Возникновение промысла.

Промысел игрушки возник в середине ХIХ в. В среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с 16 в. Производили гончарную посуду, продавая ее на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре.

Мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарном круге посуду, женщины лепили из глины игрушки. Все филимоновские игрушки - свистульки, лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок. Уникальная по своим свойствам глина, дает возможность мастеру всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. После сушки изделия обжигают в муфельных печах. Расписывают анилиновыми красителями на лаке. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решеток наносится на белый или желтый фон. Условно все игрушки можно разделить на несколько групп: 1) люди - солдаты, барыни 2)животные - олени, коровы, петухи и наседки 3) многофигурные композиции - «Любота», «чаепитие», «тройка». Сюжеты игрушек очень разнообразны, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. Это вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, это трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью.

Особенности производства.

На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины -- «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.

Особенности филимоновской игрушки.

Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. П. Изображения людей -- монолитные, скупые на детали -- близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота» -- сценка свидания влюбленных.

Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога -- круглые завитки-баранки, у коровы -- полумесяцем торчат вверх, у оленя -- как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшая головка отдаленно напоминает медвежью.

Роспись игрушек.

Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры -- малиновый, зеленый, желтый и голубой цвета -- игрушки получаются яркими и веселыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зеленой или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент.

Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесен все тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой -- крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесенный без определенной схемы, создает броский пестрый декор.

Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале ХХв., но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В 1960-х гг. усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен. Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной.

На сегодняшний день в Одоеве лепят филимоновскую игрушку несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла: Орлова Елена Алексеевна, Першин Владимир Борисович, Орлов Роман Вячеславович, Масленникова Валентина Николаевна, Кехаиди Елена Ивановна, Кехаиди Платон Константинович, Левитина Ирина Константиновна.

Особенности ознакомления дошкольников с филимоновскими игрушками. Содержание, методы и методические приемы, используемые педагогом

Ознакомление с разными видами народного декоративно-прикладного искусства осуществляется в трех возрастных группах (средняя, старшая, подготовительная). С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, их украшения, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции.

В средней группе детского сада необходимо познакомить детей с народными игрушками: дымковскими, филимоновскими, богородскими. В старшей и подготовительной группах необходимо возвращаться к уже знакомому виду декоративно - прикладного искусства, изучать новые, сравнивая их с уже изученным материалом.

В работе используются изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (городец, хохлома, жостово, кружево и др.). Задача педагога - показать разнообразие и традиции видов: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.

Вся работа проводится в трех направлениях:

1. Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.

2. Обучение декоративному рисованию на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи по мотивам народных промыслов.

3. Обучение умению выделять особенности каждого вида декоративно-прикладного искусства, находить сходства и различия в изделиях народных мастеров, формировать декоративное творчество, умение создавать узоры на любой форме, развитие творческих способностей ребенка.

Методы и приемы обучения декоративному рисованию.

Создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ («одевание» дымковских игрушек - использование трафаретов с изображением игрушек, «мастерские» народных мастеров, «художественные салоны», «выставки народного искусства» и пр.), что позволяет поддерживать интерес детей к занятиям;

сравнение двух элементов узора, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании образа;

использование движения руки - очерчивающего жеста для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги или предмета;

упражнения в начале занятия с детьми 5-7 лет при изображении новых элементов или сложных после их рассматривания. Впоследствии листок для упражнений дети используют по желанию, если у них появляется в этом потребность;

показ способов изображения новых элементов для детей 4-5 лет и наиболее сложных для детей 5-7 лет;

использование фланелеграфа для обучения композиции, расположению узора, поискам вариантов построения;

проговаривание последовательности работы, называние элементов узора, действия при его воспроизведении в рисовании («завиток ведем вверх, потом вниз…»);

Обучение технике рисования и приемам кистевого письма народных мастеров помогает выработке легких ритмичных движений, быстроте создания узора. Например, дети при составлении дымковских узоров сначала рисуют все одинаковые элементы одного цвета (кольца), затем другим цветом рисуют второй элемент (круг в каждом кольце), потом украшают все элементы (точки) и т.д.

Организуя работу с детьми по ознакомлению с декоративным искусством, следует предусмотреть ее систематичность и последовательность.

Работа с родителями.

Для достижения высоких результатов по данной программе большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления дошкольников с народным творчеством. При этом используются как традиционные формы работы: выступление на родительских собраниях, консультации, анкетирование, организация совместных досугов, и нетрадиционные: привлечение родителей к изготовлению материалов для оформления развлечений мастер классы, просмотр родителями открытых занятий, «заочные путешествия» и «заочные экскурсии» в музеи народных мастеров, конкурсы поделок народного декоративно-прикладного искусства.

Филимоновская игрушка своей яркостью всегда доставляет детям радость.

Трудно рекомендовать перечень игрушек, так как любая из них может быть использована в работе с детьми подготовительной группы. Мы уже говорили о том, что эта игрушка по сравнению с другими, пожалуй, самая условная как по форме, так и по росписи. И прежде чем предлагать ее детям, воспитателю нужно подумать, как выделить особенности каждой игрушки. Так, рассматривая фигурку «Лиса с петухом», нужно отметить длинную, пластичную шею лисы с маленькой головкой, вытянутой мордой и острыми ушами. Окрашена лиса по-филимоновски яркими полосами. Основной цвет окраски -- оранжевый. В передних лапах она держит зеленого петуха. Все это воспринимается как образы из русской сказки «Кот, петух и лиса». Очень забавны игрушки «Кошка с котенком», «Кот с гармонью», «Конь с двумя наездниками» и «Чудо-олень с ветвистыми рогами». Перед собой олень держит петуха, на спине у него курица, а на хвосте цыпленок. Удивительная фантазия мастера захватывает дошкольника, он увлеченно рассматривает игрушку. Любопытна и «Дама под зонтиком». Зонтик сделан из расплющенного куска глины и мягкой проволоки, а укреплен он на подставке, которую дама держит в руке.

Каждую игрушку нужно рассматривать отдельно. Так, «Конь с двумя наездниками» требует особого внимания. Тут нужно рассмотреть коня, наездников, собачку в руках у одной из фигурок, птицу и зонтик у другой. Конь расписан красными полосами по желтому фону, а фигурки -- одна в красном, а другая в зеленом наряде. У фигурок маленькие головки с удивительными головными уборами.

Среди филимоновской игрушки много и однофигурных скульптурок. В них также подмечаются характерные особенности: короткие, толстые ноги, длинные, вытянутые шеи и маленькие головы у животных.

Первое знакомство с игрушкой можно провести в виде настольного театра, так как филимоновская игрушка по своей фантастичности и сказочности очень подходит для этого. Нужно подготовить красиво расписанную, в стиле филимоновской росписи, сцену со шторой или створками, которая ставится на стол. Игрушки лежат в коробке, и дети их не видят. Воспитатель говорит, что из деревни Филимоново к ним приехали артисты и очень хотят с ними познакомиться. Штора отодвигается, около елочки стоит фигурка лисы. Детям предлагают придумать о ней рассказ. Педагог дополняет рассказ сведениями о мастерах, которые делают игрушки. Все вместе вспоминают сказку «Кот, петух и лиса». Штора задвигается, готовится новая игрушка. Для каждой игрушки свои декорации. Например, «Кошка с котенком» -- около сказочного домика, а «Конь с наездниками» -- на фоне деревенской улицы. Мелкие игрушки: коровы, бараны, петушки и куры -- объединяются на одной сцене. Воспитатель руководит рассказами детей и направляет их внимание на особый характер игрушек.

Преподнесенные таким интересным образом филимоновские игрушки будят фантазию детей и развивают их воображение. Ребята по-новому подходят к созданию игрушек; такая деталь, как зонтик, в руках одной из фигурок, дает возможность ребенку использовать этот прием во время лепки других фигурок. Филимоновская игрушка помогает ребенку понять, что можно очень простым способом вылепить много забавных предметов.

Воспитатель предлагает детям, взяв за основу филимоновскую игрушку, вылепить для театра такие же красивые, забавные игрушки. Каждый должен выбрать предмет для изображения, вылепить его и расписать. Занятие начинается с того, что с детьми вновь рассматривают игрушки, останавливаясь лишь на их характерных особенностях и способах лепки.

Лепка по представлению в данном случае не проводится, так как в силу своей условности филимоновская игрушка трудна для этого вида работы. После того как игрушки выполнены и пройдут необходимую обработку (обжиг, роспись), они могут занять свое место на сцене настольного театра и на выставках детских работ.

В начале занятия воспитатель ставит игрушки перед каждым рядом столов на подставку с поворотным кругом. Игрушки могут быть разные, но одной трудности изображения. Воспитатель, поворачивая круг, показывает игрушку со всех сторон и вместе детьми выясняет ее особенности. Далее он говорит, что каждый может, если ему необходимо, подойти и рассмотреть изделие поближе. Путем вопросов воспитатель уточняет способы изображения предметов, и дети начинают работу.

Показывать способы изображения не следует, так как у ребят уже есть определенный объем знаний и умений. Важно, чтобы они сами, глядя на игрушку, нашли нужный способ лепки. Воспитатель следит за ходом работы и помогает тем, кому трудно.

Ребенок 6--7 лет более осознанно относится к изображению формы и характера действий, а поэтому внимание каждого направляется на характерные особенности фигурок. Если дети получили соответствующую подготовку, то все они справятся с заданием.

Выполненные игрушки хорошо отглаживаются влажной тряпочкой; высушиваются, обжигаются в муфельной печи и раскрашиваются гуашью в свободное от занятий время. Затем устраивается магазин игрушек, выставка детских работ для родителей.

В настоящее время выпускается много доступных для детского восприятия иллюстрированных изданий, посвященных народной декоративной пластике (фотоальбомы, буклеты, открытки, диапозитивы). Однако важно, чтобы воспитатели умели преподнести все это многообразие детям и заинтересовать их. Для предметов народного прикладного искусства можно отвести специальное место, где рядом с игрушками и декоративной посудой можно расположить книги, иллюстрации, открытки и другие материалы.

Детям пяти лет можно показать картинки с изображением предметов народного творчества на фланелеграфе. Ребятам нравится самим помещать на фланелеграфе такие картинки. Причем устраивают они этот показ в виде театра, где зрителями становятся куклы.

Для ребят средней группы можно подобрать книги с красочными иллюстрациями или фотоальбомы народных игрушек. Важно, чтобы ребенок мог свободно взять такую книгу и спокойно рассмотреть ее. Ребята старшей группы знают почти все игрушки, им открываются большие возможности для самостоятельных игр с предметами народного творчества. Они с увлечением устраивают игры «в магазин игрушек», «в музей», «в театр», «в кино» и многие другие. Поэтому для самостоятельной деятельности детей в группе должны быть самые разнообразные атрибуты. Так, для игры «в магазин» нужно иметь стенд с полками, по несколько игрушек каждого промысла и картинки с изображением каждой игрушки, которая вручается покупателю, давшему полное описание покупаемой игрушки. Игра протекает по тем правилам, которые дети усвоили во время игры под руководством воспитателя. Иногда дети меняют правила игры, например, приходя «в магазин» с куклами, покупают не одну игрушку, а больше, лишая карточки того, кто не сумел дать достаточно полного описания игр. Взрослый не должен мешать детям совершенствовать правила игры, но следует оказать помощь при необходимости, если возникают конфликты.

Для игры «в музей» или «выставку игрушек» нужно иметь наборы фигурок, подставку для их установки, входные билеты, указку, которая вручается экскурсоводу. Чаще всего дети сами устраивают такую выставку, если у них сформирован интерес к народной игрушке.

Стимулом для самостоятельной игры могут послужить атрибуты костюмов: кокошники и юбки с орнаментом дымковской или филимоновской игрушки, картонное или фанерное коромысло с ведрами, бумажный зонтик. С этими атрибутами дети могут играть «в театр», где одетый в костюм, например, дымковской игрушки, ребенок импровизирует действия с зонтиком, коромыслом и т. П. Воспитатель может собрать коллекцию открыток по народным промыслам, и дети помогают ему в этом, принося их из дома. Вместе с педагогом ребята делают альбом по народному твoрчеству. К каждой новой открытке, которую приносит ребенок, воспитатель проявляет интерес. Все вместе решают, в какой раздел альбома ее лучше поместить. В подготовительной группе у детей больше опыта в обращении с предметами народного творчества, выработаны прочные навыки по организации игр с разными народными игрушками.

Для предметов народного творчества и декоративного искусства должно быть отведено определенное место. Кроме того, стены групповой комнаты могут быть украшены декоративными тарелками, керамическими панно, жостовскими подносами. При этом необходимо соблюдать чувство меры. У детей подготовительной группы игра «в выставку» декоративного искусства протекает интереснее и живее. Они выставляют изделия всех знакомых промыслов, их рассказы об игрушках становятся более содержательными. Игра «в магазин игрушек» тоже проходит иначе, чем в старшей группе. Вместо описательного рассказа об игрушке ребенок придумывает загадку. Дети 6--7 лет могут самостоятельно создавать красивые композиции из народных игрушек. Но для этого им нужны не только предметы народного творчества, но и различные дополнительные атрибуты. Так, для композиции с дымковскими игрушками можно подготовить объемные изображения или силуэты домов, деревьев, забора с воротами и т. П. Для игр с каргопольской игрушкой используются фигурки деревьев из настольного театра. Декоративных птиц из Торжка хорошо разместить на зеркале или листе голубой бумаги, изображающих озеро, вокруг озера расставить камыши и листья кувшинок, которые дети сами могут сделать. Надо отметить, что детям в этом возрасте нравится красиво располагать игрушки, это будит их фантазию, развивает эстетически. Но самое главное -- ребенок приобретает навыки самостоятельно находить выход из создавшегося положения. Например, если в процессе игры у ребенка возникает необходимость создать какой-либо дополнительный предмет, он может сам его сделать: нарисовать, вылепить или выполнить способом аппликации.

С такими композициями дети разыгрывают целые сцены настольного театра или сочиняют рассказы. Но сначала необходимо научить этому детей. Нужно предоставить хорошо оборудованное, удобное место для игр. Самостоятельные действия с игрушками могут проходить и в другом плане. Дети разыгрывают целые инсценировки, в которых действующим лицом выступает богородский мишка. Дети составляют рассказ, например, о том, как мишка пошел на стадион: едет на самокате, метает диск, принимает душ, отдыхает, получает приз.

Обычно в игре с народными игрушками принимают участие несколько детей. Один ведет рассказ и показывает игрушки, а другие -- зрители. Рассказчики могут меняться. Каждый иллюстрирует свой рассказ новыми игрушками.

В подготовительной группе иллюстрированные книги, фотоальбомы и наборы открыток в народных промыслах приобретают большое значение для самостоятельного исполнения их детьми.

Дошкольники 6--7 лет могут показать живые картинки, используя детали одежды с орнаментами народных промыслов. Показ проводится по типу концерта, на котором дети загадывают загадки, поют песни и танцы. Самостоятельная деятельность детей с предметами народного творчества полностью зависит от работы по данному разделу в детском учреждении, от того, насколько воспитатель данной группы знает и понимает народное искусство, а также от степени участия родителей в этой работе. Родители должны с уважением отнестись к тому, что делает дошкольное учреждение по ознакомлению детей с прикладным искусством. Информацию об этом родители получают на собраниях, в беседах и консультациях с воспитателем, а также через наглядные материалы, помещенные на стенде «Уголок для родителей».

Практика работы в дошкольных учреждениях показывает, что знакомство детей с предметами народного творчества и обучение их декоративной лепке ведут к тому, что в свободное от занятий время они с удовольствием лепят посуду для игры, декоративные плитки по мотивам народных произведений, украшают предметы недекоративного характера. Например, ребенок вылепил куклу, он делает для нее бусы, красиво, с чувством ритма укладывает локоны прически.

Систематические занятия декоративной лепкой и обогащение детских впечатлений предметами народного творчества ведут к тому, что замыслы детей становятся более самостоятельными, а вылепленные ими предметы, украшенные рельефом и росписью, приобретают выразительность, т. Е. у детей появляется способность находить различные варианты создания образных фигурок. Уже в средней группе можно предлагать детям лепку в свободное от занятий время, так как у ребят накопились необходимые навыки в работе с глиной. Если на занятиях по декоративной лепке дети пользовались глиной, то и в свободное время лучше предлагать этот же материал. Нужно только следить, чтобы они не разбрасывали глину по столу, не роняли ее на пол, т. Е. были элементарно аккуратны во время работы.

Дети старшей группы достаточно хорошо знакомы со способами декоративной лепки, умеют пользоваться стекой и ангобом, знают весь процесс изготовления игрушки. Им известно по опыту, что, когда игрушка пройдет все стадии обработки и будет готова, с нею можно играть. Все это ведет к тому, что у ребенка в свободное от занятий время возникает желание вылепить что-нибудь Интересное и полезное. Если к тому же выделено место для работы с глиной, у ребенка возникает творческое настроение, под влиянием которого он может осуществить свои замыслы. Дети 5--6 лет лепят по мотивам народных игрушек, причем им необходимо иметь возможность рассмотреть образец, с которого они лепят. Поэтому в процессе самостоятельной деятельности детей необходимо наличие соответствующих игрушек. Советами, вопросами воспитатель направляет работу ребенка. Кроме того, он может творчески подойти к проведению подобных занятий с детьми.

Например, он ставит на стол силуэты березок, а около них фигурку, изображающую танцовщицу в русском сарафане и кокошнике. Дети, заинтересованные новой композицией, подходят и все вместе рассматривают предмет. «Очень жаль,-- говорит воспитатель,-- что у нас только одна скульптура, а то можно было бы устроить целый хоровод около березок». Так педагог подводит ребят к тому, что они сами могут вылепить танцующие фигуры и дополнить ими композицию.

Воспитатель предупреждает детей, что лепить надо аккуратно, фигурки должны быть красивыми, с длинными косами, в красочных сарафанах. А для этого их можно обжечь в муфельной печи и окрасить гуашью в разные цвета. Лепить могут не все дети, а лишь те, кто захочет. Таким образом воспитатель создает обстановку, в которой тот или иной ребенок может проявить себя: придумать положение фигурки, ввести в изображение дополнительные предметы в виде налепов или других каких-либо элементов оформления.

Лепка в подготовительной группе в свободное от занятий время протекает примерно в том же плане, что и в старшей, но форма организации детей и содержание занятий могут быть несколько иными в связи с тем, что дети приобрели навыки самостоятельной работы с глиной, их опыт стал больше, а поэтому им легче выбрать тему для лепки. Обычно они с большим удовольствием объединяются в маленький «творческий коллектив» для выполнения замысла, который все чаще исходит от них самих.

Конечно, многое зависит и от воспитателя. Он знакомит детей с народным искусством, подбирает наглядные материалы. Чем больше у детей впечатлений, тем интереснее и разнообразнее становятся их замыслы, а наличие умений ведет к тому, что ребята довольно легко берутся за их воплощение. Так же как и в старшей группе, они лепят посуду, фигурки по мотивам глиняных игрушек, украшения (броши, подвески, бусы). Под впечатлением рассказа воспитателя о гончарах дети сами организуют гончарную мастерскую и лепят разнообразную посуду. В гончарную мастерскую приходят дети -- «заказчики» и просят мастеров сделать посуду по их заказу. Заказчиком может быть и воспитатель, он дает заказ вылепить, например, тарелочку с узорами для кнопок, скрепок и другой мелочи. Участие воспитателя в игре еще больше привлекает детей к этому занятию. Еще одним вариантом самостоятельной лепки может быть коллективная работа над композицией «Детский парк». Впечатления для такой лепки ребята получают во время экскурсии в парк, где они увидят яркие по росписи карусель, качели, палатки, домики для игр. К проведению такой экскурсии хорошо привлечь и родителей. Дети делятся своими впечатлениями, а воспитатель строит беседу так, чтобы у ребят появилось желание вылепить красивый «Детский парк». Лепить можно любые предметы, так же, как это делают дымковские мастера. Например, мастерица Л. С. Фалалеева вылепила целую ярмарку с киосками и прилавками, полными дымковских игрушек, здесь же продавец, рядом веселая красочная карусель.

Вместе с педагогом дети на куске картона или фанеры подготавливают место для будущей композиции. Воспитатель не навязывает своего мнения, а лишь косвенными вопросами помогает ребятам разработать план размещения карусели, палатки с мороженым, качалки, деревьев, клумбы с цветами. Затем все распределяют, предметы для лепки и приступают к работе. Предметы и фигурки, несложные для изображения, дети лепят за один раз. Воспитатель помогает тем, кто лепит клумбы с цветами и деревьями, так как опыта создания этих предметов у детей может и не быть. Что касается изображения других предметов, то тут ребята используют свои знания и умения, полученные на занятиях. В ходе лепки воспитатель может дать оценку работы каждому. К росписи дети приступают через 2--3 недели. Для того чтобы работы получились яркими, воспитатель разводит эмульсионные белила и дети кисточками грунтуют фигурки. Затем работы сохнут, и на другой день их можно расписывать. Белые фигурки под действием кисти и красок оживают, делаются яркими и веселыми, как настоящие дымковские игрушки. Постепенно все они занимают свои места. Дети радуются тому, что им удалось сделать такую интересную композицию.

Всегда рядом с теми, кто лепит, собирается группа любителей посмотреть на работу других. Эти дети дают советы, что и как нужно делать. Постепенно их тоже можно подключать к работе, тем более что многие из них могут внести интересные дополнения в композицию: кто-то видел в парке и запомнил фонтан с фигурками, а кто-то -- киоск с игрушками. Таким образом, созданная детьми композиция может послужить стимулом для проявления самостоятельного творчества других детей.

Формы организации деятельности детей по ознакомлению с игрушкой

1. Занятия по ознакомлению с определенными видами декоративно-прикладного искусства.

2. Занятия по декоративному рисованию.

3. Занятия по замыслу являются показателем развития детского декоративного творчества: яркость образов, сказочность цветов, необычность композиции.

4. Выставки. На них могут быть представлены:

· один подлинный предмет (например, дымковский конь);

· предметы одного вида (дымковские игрушки);

· предметы одного образа (животные в дымковской игрушке);

· сравнение двух-трех видов.

Итогом работы может быть проведение выставки в зале, изостудии, где дети вновь видят все предметы тех видов, с которыми они знакомились в течение года.

Филимоновская игрушка - д.Филимонова, г.Одоев Одоевского района Тульской области.

Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц. Основной тип изделий - свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики". При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись с характерными ритмичными полосками.

По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. Для филимоновской игрушки и по сей день характерны удлиненные формы и мажорная, необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов. В деревне Филимоново изготовлением игрушек занимались в основном женщины. Мужчины здесь делали посуду: рядом находились залежи особенно пластичной глины. Приемы лепки и росписи передавались от бабушек внучкам. Внучек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Так что "свистульки" были богатыми невестами.

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

Эта игрушка меньше всего изменилась за последнее время. Искусство филимоновских мастериц (а именно женщины со­здают ее) было и остается крестьянским. Богатые залежи жирной, словно масло, глины-синики как нельзя лучше под­ходили для лепки игрушек. Именно особенности глины при дали столь необычный вид фигуркам: у них вытянутые шеи, удлиненные пропорции. Дело в том, что жирная глина при сушке оседает и трескается, и мастеру приходится несколько раз ее поправлять, пока фигурка окончательно не просохнет. А поправляя, он ее невольно вытягивает - так и родился филимоновский стиль, который не спутаешь с другими.

У филимоновских игрушек мало деталей. У барыни - высокие юбки колоколом, с плавным пологим расширением книзу. Юбка кажется большой по отношению к верхней части туловища. Голова и шея почти одинаковой толщины, на ней шляпка или крестьянский головной убор - повойник.

Мужские фигурки (это чаще всего кавалеры или солдаты) - высокие, длинноногие, в характерных костюмах - мундире с погонами, шляпке с козырьком или полями, в сапогах с каблуком. Каблуки дают дополнительную опору фигурке. Под мышкой солдаты держат птиц.

В отличие от дымковских все филимоновские игрушки - свистульки, даже барыни и кавалеры. Но свисток никогда не делали в фигурке, а только в хвосте зверей или птиц, которых давали в руки персонажу. Обожженная игрушка приобретает белый или чуть розоватый цвет. Роспись выполняется анилиновыми красителями, растертыми на яичном желтке или белке, куриным пером. Использовали три главные цвета - малиново-красный, желтый и зеленый. Иногда применяли синий или фиолетовый цвета. Каждому персонажу - свой цвет. Из-за того что роспись велась пером (вернее, верхней его час­тью, а все остальное очищалось), она кажется небрежной, неумелой, словно это детская работа.

Роспись очень проста: сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг - это солнце, треугольник - земля, елочки и ростки - символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Игрушки из Филимонова жизнера­достны, в них сочетаются грубоватость и изящество, выразительность силуэта, юмор и добродушие.

Попробуйте пополнить коллекцию глиняных кукол барыней из Филимонова. Если не удается купить настоящую, попытайтесь сделать сами, глядя на рисунки и фотографии.

Тульская игрушка

Если их расставить на столе, то получится целая городская сценка. Одежда кукол напоминает городские платья середины XIX в. - с рядом оборок, лент, бантов, кружев. Зонтик крепился на металлический штырек, вделанный в тело фигурки. Размеры фигур достигают 28 см.

Роспись соответствовала характеру одежды и велась по побеленной игрушке тонким слоем, чтобы фон «светился» через красочный слой. Применялись нежные пастельные цвета - розовые, серые, зеленоватые, голубоватые, сиреневые.

В отличие от филимоновских игрушек (они все являются свистульками), тульские игрушки свистка не имели, за исключением игрушки «всадник». Эта скульптурная статуэтка больше предназначалась для украшения, нежели для игры, являлась единственной изысканной среди остальных глиняных игрушек, рассчитанная на любование и рассматривание.