Глиняная посуда своими руками, мастер-класс по изготовлению простой тарелки и кружки. Глиняная кружка своими руками Лепим из глины посуду

Изготовление кружки, как и любого изделия из глины начинается с перемешивания этой самой глины, а точнее того шматка, с которым мы будем работать.

На языке гончаров процесс этот называется "катание бараньей головы". Почему? Если в процессе перемешивания добавить нашему комку глаза, получится нечто, отдалённо напоминающее эту самую голову:



Смотрит прямо в душу.
Затем, тщательно раскатав и перемешав "голову", разделяем её на комочки нужной нам массы и переходим непосредственно к гончарному кругу. Комочек мы немилосердно кидаем на круг, включаем его и приступаем к центрованию. Задача наша проста до идиотизма: сделать так, чтобы комочек был расположен максимально симметрично по центру и на краях его не было "биения". Отцентрованный кусок глины выглядит так:

Помню, когда я обучался всем гончарным премудростям, на этом этапе чувствовал себя необучаемым идиотом, ибо пытался отцентровать каждый комок минут по 10-15, тогда как сенсей подходил и словно библейский пророк приводил всё в норму за мгновение одним наложением рук. Но на самом деле практика решает и теперь, проведя годы тренировок на тибетской вершине (шутка) я тоже овладел таким фокусом. Но что-то мы отвлеклись.
Справившись с центровкой мы двигаемся дальше и проводим заглубление. Для этого нажимаем на центр нашего пенёчка пальцами и продавливаем его, тут важно не переборщить, иначе кружка получится без дна и пить из неё будет не очень удобно. Должно получиться вот так:

Здесь качество фото хромает, потому что снимал я одной рукой, попутно пытаясь не измазать весь фотоаппарат коричневой жижей(она кстати называется шликер).
Далее, подхватив стенку заготовки пальцами тянем её вверх, истончая и увеличивая её высоту до тех пор, пока не получится необходимая нам форма (в данном случае это простой цилиндр).

Промежуточный этап, после серии таких вытягиваний и выравниваний получаем необходимую нам геометрическую фигуру:

Здесь видно как я ровняю стенку цилиндра стеком - таким деревянным ножичком. На этом работа с заготовкой на сегодня заканчивается. Болванок таких я сделал несколько, немножко разной формы (это будет видно потом), но технология их изготовления абсолютно такая-же. Далее я срезаю болванку натянутой струной (это действительно обыкновенная гитарная струна либо тонкий тросик):

И отправляю её сушится до завтра. Делается это потому, что сразу после того как мы скрутили болванку работать с ней трудно - в глине ещё много воды (прям как в моём дипломе) и её можно помять даже лёгким движением. Постояв же сутки-двое часть воды из глины испарится и она (глина) станет кожетвёрдой - так называется такое её состояние (по фактуре и плотности действительно напоминает выделанную кожу).

Однако пересушивать глину тоже не стоит, ибо к сильно высохшей заготовке не получится нормально прикрепить ручки и другие элементы декора. Дело в том что вся гончарная глина усаживается при сушке (такая вот красная глина при обжиге т.е. полном высушивании усаживается на 14%, это тоже надо держать в уме, готовое изделие будет чуть меньше того что мы скрутили). Поэтому если мы попытаемся приделать ручку или что-то ещё к сильно высохшей кружке, ручка усядется сильнее (в ней больше воды чем в уже подсохшей кружке) и в итоге скорее всего сломается.

Итак, придя на следующий день мы приступаем к декорированию. Тут всё целиком зависит от нашей фантазии и степени кривизны рук. В принципе можно просто приделать ручку и дальше не заморачиваться (можно даже с ручкой не заморачиватся, тогда получится просто стакан). Мы, однако, не ищем лёгких путей и жаждем заморочится так, что мама не горюй. Мне захотелось сделать партию кружек с рыцарской тематикой, её мы и будем придерживаться.

Bite my shiny metal ass.
На самом деле нет, кружки будут из себя представлять эдакие шлема крестоносцев.

Добавляем больше элементов. Пользовался я кстати минимум инструментов: деревянный стек который было видно выше, препаровальная игла, губка и телескопическая антенна, которую я разобрал на составные части и сделал из них ковырялки дырок разных диаметров™ (всё уже запатентовано). Вот пожалуй и весь список инструментов. Далее делаем нижнюю часть забрала и лепим её на место:

После этого, когда все элементы декора вроде на месте мы берёмся за ручку. Нет не берёмся, её ещё нет (вы поняли игру слов или я зря потратил 40 минут на придумывание шутки?). Ручка делается из жгута глины, который мы сперва раскатываем:

А после того как он станет примерно одинаковым по толщине, сплющиваем:

После этого определяем то место на кружке где будет крепится ручка и делаем там риски:

Нужно это для увеличения площади поверхности и лучшего прилипания ручки к стенке кружки.
Только что процарапанные риски мы мажем шликером - очень жидкой глиной. Шликер здесь выступает в роли своеобразного клея.

После того как мы измазали все этой коричневой жижей, повторяем все эти этапы с рисками и шликером уже на той полосочке глины, которую мы заготовили чуть раньше и приставляем её на место:

На этом я не стал останавливаться и принял стратегическое решение изготовить такие вот клёпки. Сделал я их по тому же принципу что и ручку - раскатал кусочек глины в жгут и расплющил его.

По итогу я сделал 3 кружки, все они немного разные, чтоб посмотреть как вообще всё это выглядит и какие варианты лучше.
В принципе на этом изготовление заканчивается и начинается глазировка и обжиг. К сожалению фотографий этого я не делал, но это и не так зрелищно. Всего изделия проходят 2 обжига: 1й обжиг называется утильный, нужен он для того чтобы вода окончательно испарилась из глины, а сама глина спеклась и превратилась непосредственно в керамику. Происходит обжиг в специальной печи, чем-то напоминающей муфельную. Длится он несколько часов при температуре от 1050 до 1200 градусов (зависит от типа глины).

Затем изделию дают остыть, тщательно протирают и покрывают глазурью. Необожжённая глазурь выглядит как мелкодисперсный порошок (как гипс), который разводится в воде. Затем мы окунаем наше изделие, прошедшее утильный обжиг, в разведённую глазурь, вода высыхает и на поверхности изделия остаётся слой этого порошка. После мы снова отправляем посуду в печь на несколько часов. Порошок, состоящий преимущественно из кварца с добавлением других веществ под действием высокой температуры спекается, превращаясь в стекловидную массу - это и есть глазурь. После второго обжига даём нашему черепку остыть и всё, можно пользоваться!
Вот какие получились у меня кружки после обжига:

Спасибо всем, кто дочитал эту простыню до конца, надеюсь вам было интересно. Гончарное дело - чертовски увлекательное занятие, которое приносит непередаваемые ощущения, рекомендую попробовать.

Допустим сложилась такая ситуация, что вы остались один на один с природой, цивилизация либо где-то далеко, либо и вовсе больше не сушествует (сюжет не так важен, важна потребность). И вот вы решаетесь изготовить простейшую посуду из глины! Как это сделать в условиях выживания?!

Если вы не опытный гончар, да и гончарного круга под рукой нет (возможно пока) попробуйте изготовить несложный сосуд. В древние времена наши предки просто выскребали из целого куска глины или же лепили их вручную. И даже в наше время в Средней Азии в некоторых селениях до сих пор сохранился ручной способ лепки сосудов.

Перед лепкой глиняной посуды , следует найти материал для её изготовления! Ищите глину по берегам оврагов и рек, рядом с ручьями и родниками. Много залежей глины в заболоченых районах, там где присутствует низкий уровень почвенных вод. При этом глина обычно располагается под другими породами. Поэтому перед тем как добыть глину, нужно снять их слой.

Также учтите, что добытая глина может содержать примеси (мелкие камушки, песок) хорошо бы от них избавится, если есть такая возможность, залейте глину водой и дайте отстоятся. Примеси должны осесть на дно, а чистую глину следует вынут и обсушить на солнце, после чего можно приступать к лепке. Глина и вода вот всё что нам понадобится.

Чтобы слепить сосуд вручную, сначало вылепите дно в виде круглой пластины. Потом небольшие куски глины следует раскатать в жгутики примерно одинаковой толщины. Теперь делаем стены нашего сосуда: жгутики следует укладывать один на другой, кольцами, начиная со дна, придавая нужную нам форму (смотрите рисунок). При укладке жгутиков одновременно затирайте щели между ними и сглаживайте неровности.

После получившийся сосуд следует обжечь, так как судя по всему печи у нас нет (возможно пока) мы будем использовать костёр.

Помните превращение глины в керамику происходит при температуре 500-900 °С . Чем ниже температура, тем дольше должен длиться обжиг. Опыты показали, что в костре можно достичь температуры до 750 °С. Следует отметить что Обжиг в кострах не изжил себя и в наше время. Он сохранился в Средней Азии, Африке и Америке. Самое короткое время обжига в костре от 8 до 12 часов , но бывает, что он длится несколько суток . Как вы помните, Робинзон обжигал свою посуду всего за одну ночь .

Вы также можите воспользоваться многовековым опытом. Сделайте так: на ровной площадке укладывают куски кирпичей (по идеи плоские камни тоже сгодятся). Поставьте сосуд на камни. Если изделий много в первую очередь ставят на них крупные вещи, затем изделия средних размеров и капсели(огнеупорная коробка для обжига, например консервная банка) с мелочью (рис.2). Получившиеся пирамиду из глиняных изделий осторожно обкладывают дровами и поджигают костер. Он должен горет по крайней мере не менее 8 часов. Хотя, как уже говорилось, чем дольше длится обжиг, тем прочнее выйдет наша керамика .

Мелкие изделия если потребность в таких есть, можно обжечь в капселях и другим способом (Рис. 1). Вырыйте неглубокую ямку на дно которой укладите решеткой дрова и разместите капсели из консервных банок. Засыпьте яму древесным углем, оставшимся от старого костра. Когда уголь полностью покроет банки, его присыпают тонким слоем земли а сверху разводят костер, на котором можно варить пищу или же использовать для каких-либо других надобностей: обжиг будет идти как бы автоматически. Если костер перестают жечь поздно вечером, его гасят, присыпают землей и оставляют до утра. Утром капсели выкапывают из золы и достают из них обожженные издели.

© ВЫЖИВАЙ.РУ

Post Views: 5 189

Как определить, что вы нашли глину или нет. Это можно сделать двумя способами. Для начала возьмите кусочек и попробуйте раскатать его в тоненькую колбаску, если он раскатывается до диаметра 3-5 мм значит вы уже близки к тому, что вам нужно. Теперь откусите немного и пожуйте.

Если на зубах не скрипит и вещество во рту не имеет явно выраженного вкуса и запаха, вы нашли хорошую глину. Возьмите образец домой, хорошенько просушите на воздухе, а затем прокалите в костре. Если после этого он не рассыпался и приобрел на изломе однородную, слегка шероховатую структуру, эта глина годится для изготовления посуды.

Для начала надо подготовить глину. Для этого сырой ком тщательно разминается, также, как разминают крутое тесто. При этом необходимо периодически стучать по нему кулаком. Это делается, чтобы глина стала однородной по всему объему, из неё удалился все лишний воздух, что гарантирует качество получаемого изделия.

Если глина слишком твердая, можно добавить немного воды. Месить глину можно не только руками, но и ногами, что даже проще. В результате должна получиться глина, которая не прилипает к рукам, но и не слишком сухая и ломкая. Для работы с использованием гончарного круга необходимо готовить глину помягче. Но эту технику люди освоили значительно позднее, так же поступим и мы, рассмотрев сначала элементарную технологию изготовления глиняной посуды, которая использовалась задолго до изобретения гончарного круга.

Собственно изготовление посуды можно проводить двумя основными способами – из раскатанных плоских кусков и из жгутов, либо какой-то их комбинации.

Глину раскатывают, как тесто для пирогов на чем-нибудь ровном, накрыв ее предварительно влажной тряпкой, до толщины 5-7 мм, после чего из получившегося блина руками формируют посуду нужной формы. Таким способом хорошо делать плоскую посуду, например тарелки или неглубокие миски, либо что-то совсем мелкое, вроде жировой (масляной) лампы.

Изготовление горшков, котлов, крынок, кувшинов необходимо применять другую технику.

Возьмите небольшой кусок глины и раскатайте из него жгут диаметром 0,5-0,7 мм, из него вы будете формировать стенки сосуда, скручивая жгут в спирали. Если посудина должна иметь плоское дно, поступите, как описано выше, сделайте блин и вырежьте из него круг необходимого размера.

Укладывая его по периметру донышка правой рукой, большим пальцем левой руки надавливайте на поверхность жгута, добиваясь прочного слипания его с донышком. Затем раскатывается следующий жгут. Поскольку поверхность изделия постепенно подсыхает, для лучшего прилипания следующего витка ее надо слегка смачивать водой с помощью кисти, тряпочного тампона, пучка перьев.

Описанные операции повторяют до конца лепки, т.е. до тех пор, пока не будет до конца сформирована емкость сосуда.

Если хотите получить сосуд с плавными изменениями диаметра, в процессе работы витки накладывайте с небольшим отклонением наружу при расширении, и внутрь - при сужении. Для придания изделию большей прочности по ходу лепки жгуты заглаживаются и выравниваются изнутри стеком или руками, смоченными водой.

После формирование емкости можно приделать ручки-ножки и т.д. чего я вам делать не советую. Для переноски лучше использовать плетеные изделия, а ставить на специальные подставки или песок.

После окончания лепки, заверните свое изделие во что-нибудь, похожее на тряпку или газету и поставьте на стол донышком вверх сушиться на два дня. Сушка изделия должна проходить в естественных условиях. Вначале желательно, чтобы высохло дно, а затем горловина, поэтому сосуд и ставят так, только тогда вещь будет прочной. Если же сырое изделие поставить на горлышко нельзя, его верхнюю часть обматывают влажной тряпкой и сушат в том положении, в котором лепили вещь.

Изделие должно высохнуть до воздушно-сухого состояния. Если оно сырое, то при обжиге может лопнуть. Теперь самая ответственная процедура – обжиг.

При первом обжиге в течение 2-3 часов необходимо медленно набрать температуру 300°С.

Пока не начался процесс спекания глинистых частиц, должны удалиться остатки влаги. Главное - не допускать резких скачков температуры и одностороннего перегрева изделия. Затем поднимаем температуру до 580°С, выдерживаем 10-15 минут, после минут на 15 даем температуру 900°С.

После этого прекращаем обжиг и даем изделиям спокойно остыть до температуры не более 30°С.

Лишь тогда можно вынимать изделие.

Чтобы сделать глиняную чашку своими руками, вам не потребуются какие-то особые навыки. Вы можете все сделать дома, привлечь к проекту детей. Самотвердеющая глина является идеальным вариантом для домашнего творчества, однако этот материал может быть привередливым. У нее текстура, близкая к шпаклевке, ее не так просто разгладить, но эту проблему можно решить влажными руками.

Материалы:

— самотвердеющая глина

— шпатель для глины

— краска

Схема работы

Используя обе руки, сделайте шар размером с апельсин.

Большим пальцем вдавите центр шара и зажмите его, вращая глину вокруг пальца другой рукой. Начните вылепливать чашку со дна, постепенно передвигаясь вверх. Вверху движение должно быть больше тянущим, чтобы увеличить размеры чашки.

Используйте шпатель, чтобы разгладить края и внутреннюю часть чаши. Вы также можете использовать его для удаления избытка глины в некоторых частях, если какая-то сторона получилась толще или выше.

Установите чашу на плоскую поверхность, чтобы загладить нижнюю часть. Лучше всего выбрать поверхность, которая легко вращается, например, подставку для торта, чтобы вы могли вращая чашу, довести ее до совершенства.

Продолжайте разглаживать поверхность чаши пальцами, следя за тем, чтобы руки и глина были влажными. Это улучшит скольжение. После разглаживания дайте чаше высохнуть в течение как минимум 24 часов.

Самой увлекательной частью является персонализация сделанной вещи. Вы можете покрасить ее как вам хочется. Для повторения небрежных мазков, которые использовались в этом проекте, примените технику сухой кисти.

После погружения кисти в краску удалите излишки бумажным полотенцем.

Сделайте несколько горизонтальных штрихов на чаше. Заботиться об их аккуратности не стоит. Такая покраска придаст изделию текстуру.

Статья подготовлена по материалам www.homeyohmy.com.

Керамические вазы, горшки, чайные наборы, подсвечники, тарелки, свистки и даже музыкальные инструменты – все это можно создавать самостоятельно.

Чтобы научиться делать керамику своими руками, главное – желание. Перед тем как стать керамистом, попробуйте слепить из глины простейшую безделушку, и вы поймете, стоит ли тратить деньги на покупку оборудования для работы. Если что-то не получилось – не беда, размочите брак и сделайте из него новую фигуру, до запекания изделие можно видоизменять бесконечно.

Из чего делают керамику и где взять материалы для работы

Керамика – это обожженная глина, которая и является главным материалом в работе керамиста. В отличие от , натуральная имеет природное происхождение, ее добывают из недр земли, не подвергая химической и другим видам обработки.

Опытные мастера в целях экономии добывают и готовят сырье самостоятельно. Этот процесс включает несколько этапов и вряд ли заслуживает внимания, если вы только начинаете свой путь и живете в городе.

Глина для изготовления керамики должна быть жирной и без вкраплений камешков и прочего мусора, иначе поделка растрескается в процессе запекания. Готовую массу хранят при определенных условия влажности.

Натуральная глина бывает разных видов :

  • Белая – наиболее распространенная, изначально имеет сероватый оттенок, а после термической обработки обретает приятный оттенок слоновой кости.
  • Красная – содержит оксид железа, придающий сырью зеленоватый тон. Основной цвет сырца – коричневый, после обжига изделия становятся красными. Хорошо поддается лепке, не крошится, идеальна для скульптур и крупных изделий.
  • Фарфоровая – серая в сыром виде и белая после запекания.
  • Голубая – чаще используется в косметологии и народной медицине.
  • Черная или темно-коричневая керамическая масса – самая твердая глина, приобретающая оттенок слоновой кости после обработки в печи.

Также глины для керамики классифицируют по температуре обработки на легкоплавкие, среднеплавкие, тугоплавкие.

Удобнее всего покупать готовую гончарную глину, ориентируясь на размер фракции, цвет после обжига при разных температурах и другие характеристики и качественные показатели. Стоимость зависит от производителя, фасовки, фактуры. Есть уже готовые массы с добавками для облечения разных задач – лепки, формовки, гончарного круга.

Помимо глины, нужны глазури и эмали для покрытия изделий, пигменты для придания сделанной своими руками керамике нужного оттенка, специальные добавки для улучшения свойств и температурной обработки.

Для склеивания деталей используют шликерную массу – своеобразный клей из разведенной глины. Если просто соединить элементы, они могут отвалиться при нагреве. Все это продается в специализированных магазинах для керамистов.

Способы изготовления керамических изделий

Существует несколько способов превращения глиняной массы в красивое керамическое изделие.

Лепка – самый доступный способ изготовления изделий из керамики своими руками в домашних условиях. Сувениры, скульптуры, посуду, игрушки или другие поделки лепят руками, словно из пластилина, помогая себе специальными стеками или подручными приспособлениями.

Гончарное дело требует наличия вращающегося круга. С помощью этого древнего ремесла и сегодня создают вазы, кувшины, горшки, тарелки, чашки.

Отминка – наиболее простой вариант изготовления керамики для начинающих. В работе используют гипсовую форму, в которую выкладывают мягкую глину, а после застывания извлекают фигурное изделие. Гипсовые формы привлекательны тем, что впитывают излишнюю влагу, помогая глиняному изделию отвердеть и просохнуть.

Литье – здесь тоже используют формы, но другого плана. Разведенную глину разливают по формам, высушивают заготовки, извлекают и раскрашивают.

Глиняная поделка обретает прочность только после обжига – обработки в гончарных печах при температуре от 900 до 1300 градусов. Готовые сувениры покрывают акриловыми красками или специальной стекловидной глазурью для керамики. В случае с глазурью требуется еще один обжиг после окрашивания.

Если хочется получить естественный оттенок, используют молочение – покрывают неокрашенную запеченную керамическую фигурку молоком в несколько слоев и еще раз запекают при более низких температурах.

Гончарная печь – виды и предпочтения

Раньше печи для обжига керамики представляли собой вырытые в земле горны и разогревались исключительно дровами. Современные гончарные печи бывают газовыми, электрическими и дровяными. Последние, как правило, изготавливаются собственноручно, они подходят для эксплуатации в частных домовладениях. В условия квартиры удобнее всего работать с электропечами, для больших объемов можно подобрать газовую.

В металлическом корпусе таких печей скрывается огнеупорный кирпич или другой материал, удерживающий тепло и не боящийся нагрева. Для отвода влаги предусмотрены вентиляционные отверстия, управление процессом обжига керамики осуществляется программным регулятором. Электрические гончарные печи – недешевое удовольствие. Цена зависит от производителя, объема, мощности.

В продаже есть модели с вертикальной и горизонтальной загрузкой и колпаковые. По типу расположения нагревательного элемента гончарные печи подразделяют на муфельные и камерные. В муфельных он находится вокруг емкости из огнеупорного материала (муфеля). В камерных нагреватель расположен внутри, что сокращает потери тепла и делает оборудование более экономичным.

Если немного постараться, можно сделать печь для обжига керамики в домашних условиях своими руками, взяв за основу огнеупорный кирпич и что-то для корпуса, например, старую стиральную машину.

Запекание – самый важный процесс, который не прощает ошибок. Иногда даже опытные мастера видят вместо ожидаемого шедевра негодный брак. Изделия никогда не достают сразу, они должны остыть в печи.

Как выбрать гончарный круг

Гончарные круги нужны для лепки круглых предметов, поэтому этот инструмент необязательно покупать сразу же. Если вы только осваиваете керамику, начинайте с лепки или отминки. Круги бывают с ручным, ножным и электрическим управлением.